cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Здоровое долголетие

14 Апреля 2009


    Здоровое состояние - это состояние ощущения правильности происходящего.
    
    Мы потеряли способность правильно и точно отслеживать поток ощущений. Ведь все наши ощущения в теле, в теле переживания, они текут по своим траекториям (циклам, кругам), сменяя друг друга.
    Но понятие об этих кругах у нас утратилось, и именно в связи с этим у нас утратилась возможность давать точное определение понятий
    
    Когда в сознании и в теле у тебя порядок, и нет ничего из происходящего, что казалось бы тебе не правильным, тогда ты здоров.
    
    В китайской традиции понятие "грех" переводится как "чрезмерность". В христианской традиции грех определяется как амортия и обозначает "неправильное попадание в цель", "неосознанность".
    
    Условия здорового ощущения себя:
    Чистота, покой, невовлеченность, ясность (Дао Дэ-Цзин).
    
    Здоровье - это способ поддержания и сохранения состояний, то есть, если ты не поддерживаешь и не сохраняешь нормальность состояния, то здоровье утрачивается.
    
    Здоровье сохраняется в головах, то есть в сердцах, то есть, в конце концов, внутри своего тела. Не в том, что ты рассказал, что нужно прыгать так, шагать так, а в том, как зарождается твоя мысль, откуда она зарождается, во что прорастает этот твой помысел, и какие плоды в речах и действиях он дает.
    Если ты отслеживаешь и контролируешь выражение себя в мир от начала зарождения мысли до действия, в котором все время рождаются новые мысли, вот тогда ты можешь поддерживать и сохранять здоровье.
    То есть, здоровье - это всегда некое действие.
    Причем действие в потоке, который неуклонно движется, и который несет тебя к смерти. Смерть - естественное завершение течения бытия.
    Что такое здоровая смерть?
    Это когда ты действительно закончил, выполнил дело своей жизни, закончил жизненные задачи свои, передал свое дело, закончил свой с-рок, то есть, исчерпал, изжил свою судьбу, судьбу свою в теле.
    Моя прабабушка дожила до 114 лет и за 10 верст перед смертью пришла к моей бабушке и сказала: "Иришка, приходи завтра - помирать буду". Вернулась, как рассказывала моя бабушка, легла в гроб да померла.
    
    Но здоровая смерть обязательно связана со здоровой жизнью, здоровая жизнь связана со здоровыми мыслями, а здоровые мысли связаны со здоровыми образами.
    Если у тебя есть здоровые образы, с помощью которых ты улавливаешь происходящее как внутри себя, так и вовне, тогда будет здоровая смерть. И это огромная ценность.
    
    Конечно же, высшая ценность - это здоровая жизнь.
    А высшая ценность здоровой жизни - это здравость смыслов, это способность сохранять здоровое сознание, а здоровое сознание - это когда ты правильно думаешь о происходящем.
    Правильное думание о происходящем дает тебе возможность правильно предвидеть плоды своих действий.
    
    В "Домострое" есть такая замечательная истина: "Настоящий христианин лечится постом, покаянием и молитвой".
    А что такое пост вообще, как таковой? Пост - это не только когда ты не ешь скоромного и воздерживаешься от каких-то там лишних речей. Пост - это ты когда внутри себя воздерживаешь себя от неправильных мыслей, в первую очередь. Вот это вот называется пост.
    Покаяние - это не когда ты посыпаешь прилюдно голову пеплом, а когда действительно в сердце своём тебе скорбно, и печально, и грустно, и мерзостно от того что ты не можешь ничего толком сделать правильно, всё время тебя куда-то в неправильное уносит...
    А молитва - это обращение к миру, как к чему-то, что имеет сознание, то есть, собственно говоря, Бог, он везде есть. Мир есть осознанная сущность. Мир и есть Бог, и если ты обращаешься в осознанную сущность осознанно, она осознанно тебе откликается.
    И вот способность поддерживать состояние осознанного обращения, она представляет собой молитву.
    
    Когда мы говорим о традиционном китайском сознании, нам кажется, что это некая метафора, которая не имеет отношения к непосредственному переживанию мира. Но на самом деле традиционное китайское сознание - это сознание времени, а во времени ничто не происходит единомоментно. Это есть некий процесс, в котором есть стадии сгущения и рассеивания.
    И однажды маленькие рассеянные твои неправильные мысли сгущаются в то, что начинает колоть в печени или закрывается что-то в кишечнике, или перестаёт варить желудок.
    Это обязательно случается, и китайская традиция описания тела, китайская медицина, построена именно так. Ведь твои мысли, переживания рождаются изнутри твоих органов.
    В китайской традиции сознанием пропитано всё тело, и за каждую из частей этого самого сознания отвечает какая-то часть.
    
    В частности, рассказывается, что существует пять основных составляющих:
    В печени живёт доброта. Гневливость, раздражительность, как противоположность доброте, связана с отклонениями состояния печени.
    Правильное поведение, способность осознанно себя проявлять в поведении, связано с сердцем. С сердцем, как с пространством, откуда рождается вообще ум как таковой.
    Ум выражается в способности правильно себя вести. Правильно, значит, осознанно, значит, понимать, что все твои действия происходят меж Небом и Землёй, в бесконечности времён, а не только вот прямо сейчас, и больше никогда уже ничего не будет.
    Селезёнка, желудок, пищеварительная система, - их способность, связана с верой. То есть, вера - это то, что всё переваривает, что способно всё в себя принять, переварить и превратить ещё во что-то там.
    С легкими, с дыхательной системой, связана Совесть. Правильное дыхание, со-весть, это некое чувство справедливости. По совести - это значит по справедливости. То есть, внутри - совесть, вовне - справедливость. У правильного дыхания есть свои качества. Для того чтобы правильно дышать, нужно быть способным дышать ровно, плавно, спокойно, глубоко, мягко. И эти качества дыхания очень важны. И в определенной степени, человек, обладающий этими качествами, он обладает нравом, человек доброго нрава, человек совестливый по своему нраву.
    Почки соответствуют разумности вообще. То есть, способности обдумывать здраво, вдумчиво проводить осмысление мира, мышление. Вот эти пять морально-этических качеств непосредственно связаны со здоровьем.
    
    
    Культура здоровья. Уровни здоровья
    
    Что такое культура здоровья? Это правильный способ передачи основных понятий, с помощью которых ты описываешь отдельные единицы, из которых это действие - здоровье - складывается.
    Здоровье личности, как таковой, неотделимо от здоровья семьи, а здоровье семьи неотделимо от здоровья рода.
    
    Существует шесть градаций вот этой самой личности:
    
    1. Существует личность как "я", как здоровое тело.
    2. Существует личность "меня" как семья, "я" как часть семьи.
    3. Существую "я" как часть рода.
    4. Существую "я" как часть народа.
    5. Существую "я" как часть страны
    6. Существую "я" как часть человечества.
    
    И каждая из этих личностей требует правильной системы понятий и правильного описания ценностей.
    Так вот, здоровье, первое, - это здоровье тела, здоровье личности.
    Здоровье семьи: самая большая ценность в семье - это благосостояние. То есть, все хотят, чтобы семья была, в общем-то, богатая, как таковая, потому что это важно для жизнеобеспечения, для поддержания.
    Род должен быть многочисленным и длящимся во времени как можно дольше - это ценность рода.
    Народ должен быть, в общем-то, как бы там, мирным, добрым. Добрым народ должен быть, собственно говоря.
    Страна должна быть сильной и пребывать в состоянии мира обязательно. То есть, война - самая большая беда для страны.
    Собственно говоря, и для человечества, я думаю, что самая большая беда - это неосознанность и непонимание того, что оно едино, потеря единства, как такового.
    Ну, я думаю, что вот мы сейчас имеем каждый на своём уровне вот эти болезни, оттуда вытекают болезни.
    
    В китайской традиции высшей ценностью является здоровое долголетие, и, следовательно, хотели создать некую пилюлю, которая в прикосновении ко всему создаёт эту вечную ценность - бессмертие.
    Но эта внешняя алхимия, внешняя пилюля, была моделью для совершения внутренних действий. То есть, внутренняя алхимия, как достижение бессмертия, она говорила человеку, что ты должен вообразить себя как некий сосуд, в котором происходит правильное смешение составляющих, коими являются все единицы твоих переживаний мира, включая ощущения, переживания-эмоции, образы, понятия, смыслы, действия. А главные части этой пилюли - доброта и любовь к людям.
    И только когда ты в правильных соотношениях всё это соберешь в неком внутреннем котле, который сплетается твоим вниманием, который одухотворяется твоим дыханием, то есть тем, как ты осознанно дышишь, вот тогда, может быть, в тебе что-то возникнет...
    Не зарекаюсь, но задача интересная, согласитесь. Она заставляет смотреть на происходящее с точки зрения вечности...
 

Конфуций, как основа управленческой школы

30 Марта 2009


    Мы рассматриваем Конфуция, как основоположника китайской школы управленческого искусства. Его учение не только не утратило своей значимости в современном мире, но в связи с успешными экономическими стратегиями Китая, требует обратить на себя более пристального внимания.
    Поставим цель понять ход мыслей Конфуция в изречениях, как обучающих высказываниях, направляющих ум на понимание основных смыслов управления.
    

    
    Изречение 1
    
    Учитель так сказал о Гун-Е Чжане:
    - За него можно выдать дочь замуж. Хотя он и был в тюрьме, но не по своей вине. Потому и выдал за него свою дочь.
    Учитель так сказал о Нань Жуне:
    - Когда в стране есть путь, о нём не забудут. Когда в стране нет пути, он избежит наказаний и преследований.
    Он выдал за него дочь своего старшего брата.

    
    Во многих случаях отобранные для Рассуждений в изречениях высказывания являются примерами описания тех или иных качеств происходящего. В данном случае также показывается, как можно определить ценность качеств в человеке, не указывая напрямую, как можно использовать эти качества. Наоборот, определения ценности человека происходит от обратного. То есть, одновременно Конфуций описывает и качество времени, когда делается высказывание. Ибо в разные времена одного и того же человека можно по разному определять с точки зрения его ценности.
    В первом случае он говорит, что пребывание в тюрьме не по своей вине является достаточным основанием, чтобы выразить ценность этого человека настолько, что с ним можно породниться.
    А во втором случае высказывание подчёркивает ценные отличительные особенности Нань Жуна, на основании чего можно заключить, что его применимость очень широка в любой обстановке. Способность не привлечь к себе отрицательного внимания во время смуты, представляется учителю показателем достаточной ценности, чтобы вступить с ним в родственные отношения.
    Выбор в управлении часто должен быть согласованием между разными уровнями ценностей во времени, например в данном случае учитель говорит о том, что указание на качества описанных людей позволяют судить о возможности избежать противоречия между родовым и государственным подходом к сохранению ценностей.
    

    
    Изречение 2
    
    Учитель так сказал о Цзы-Цяне:
    - Это настоящий благородный человек. Если бы не было благородных людей в области Лу, откуда бы появился такой, как он?

    
    В данном высказывании показывается ход мыслей в построении суждений. То есть, определяя качество благородного человека в Цзы-Цзяне, учитель говорит, что это благородство является указанием на высокое качество места Лу, откуда появляются управленцы высочайшего уровня, и не бывает так чтобы эта земля случайно приносила подобные плоды.
    Учитель говорит о том, что благородные люди появляются в определённой среде, которая складывается преемственностью и наличием связей между людьми, обладающими подобными качествами.
    

    
    Изречение 3
    
    Цзы-Гун спросил:
    - Каков я?
    Учитель сказал:
    - Ты, как утварь.
    Тот спросил:
    - Что за утварь?
    Ответил:
    - Нефритовый сосуд для обрядов.

    
    В данном высказывании учитель даёт пример хода мысли в суждении о качестве, потому что с одной стороны не следует впрямую указывать человеку на его качества в ходе обучения, ибо любое суждение одновременно должно быть обучающим, наводящим на новые смыслы и способы смыслообразования. Во вторых, в каждом суждении должны содержаться две стороны построения оценочного описания. То есть положительная и отрицательная черты, которые при сложении дают полноту описания облика человека.
    Первое высказывание учителя Цзы-Гуну, описывающее его как орудие, не является указанием на его достижение уровня благородного человека, а скорее наоборот входит в противоречие с высказыванием из предыдущих глав "Из благородного человека орудие не сделать".
    Уточнение относительно того, что утварь - это "нефритовый сосуд для обрядов", говорит о высочайшей оценке учителем качеств Цзы-Гуна.
    Таким образом, ограничив в первой части высказывания уровень своего ученика, во второй части учитель описал его таким образом, что в этом суждении содержится и похвала и порицание в равной степени, то есть с чем работать и есть куда стремиться.
    
    Бронислав Виногродский
    

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Керамические, а затем и фарфоровые изделия появились в Китае около 10 тыс. лет назад. Сейчас фарфор - символ китайской культуры.