cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Усилие веры

01 Мая 2009


    
 

Конфуций, как основа управленческой школы

15 Апреля 2009


    Мы рассматриваем Конфуция, как основоположника китайской школы управленческого искусства. Его учение не только не утратило своей значимости в современном мире, но в связи с успешными экономическими стратегиями Китая, требует обратить на себя более пристального внимания.
    Поставим цель понять ход мыслей Конфуция в изречениях, как обучающих высказываниях, направляющих ум на понимание основных смыслов управления.
    
    Изречение 4
    
    Некто сказал:
    - Юн обладает человечностью, но не красноречив.
    Учитель сказал:
    - Зачем нужно красноречие? Языком, конечно, можно отбиться от людских нападок. Но за это же многие и не любят. Не знаю, насколько он человечен? А красноречие-то ему зачем?

    
    Это высказывание учит правильно оценивать качества человека. Человечность - это показатель благородства. Благородство напрямую связано с человечностью. Точно сказать, является ли человек благородным и обладает ли он человечностью очень не просто. Да и не всегда это нужно.
    Некто сопоставил человечность и красноречие как качества одного уровня. На что учитель, давая своё описание, блестяще указал на то, что не стоит смешивать все пироги в одной корзине, а ценность владения речью отнюдь не высшая добродетель, а лишь орудие, способное вызвать не только блага, но и разрушение на того, кто ей владеет.
    Конфуций обратил внимание на то, что не стоит судить о наличии или отсутствии человечности у этого человека, связывая это с красноречием, ибо и ценность красноречия сомнительна во многих случаях, а о человечности судить вообще не стоит, ибо для этого нужно учиться строить правильные суждения.
    
    
    Изречение 5
    
    Учитель послал на государственную службу Ци Дяо.
    Тот в ответ сказал:
    - Я не думаю, что смогу оправдать доверие.
    Мудрец был рад.

    
    В данном примере показывается, на основании чего учитель оценивал своих учеников. Конфуция обрадовала не способность Ци Дяо решать государственные задачи, а его стремление к совершенству и умение правильно оценить свои способности и, главное, правильно выразить эту оценку.
    Казалось бы, последовательнее было обещать учителю оправдать доверие, но именно спокойное выражение опасения не оправдать доверие учителя, даёт ему основание для радости.
    
    
    Изречение 6
    
    Учитель сказал:
    Когда не будет дороги, и придётся на плоту плыть через море, за мной последует, разве, что Ю.
    Цзы-Лу, услышав это, обрадовался.
    А учитель сказал:
    Ю, добрый муж, отважней чем я. Жаль, не из чего плот сделать.

    
    В данном высказывании плот является образом опасного дела, которое можно было бы вместе делать, справляясь с трудностями складывающихся в деле обстоятельств.
    И потому в ответ на высказанную радость Цзы-Лу по поводу высокой оценки его мужества, учитель подчеркнул, что есть качества более ценные в управлении, чем мужество, а именно способность правильно видеть задачи и строить дела для их воплощения, находя для этого необходимые средства и силы.
    В этом высказывании Конфуций ещё раз показывает, что оценка человека никогда не бывает прямой, а любое отношение к похвале, кроме действия, которое тут же начинает совершаться, является показателем недостаточных способностей, чтобы делать трудное дело. Ибо готовность делать дело и справляться с трудностями менее ценна, чем умение это дело строить.
    
    

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


В древности иероглифы предназначались для общения с Божествами и духами. Любой иероглиф передаёт состояние. Этот - счастье.