cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Конфуций, как основа управленческой школы

15 Апреля 2009


    Мы рассматриваем Конфуция, как основоположника китайской школы управленческого искусства. Его учение не только не утратило своей значимости в современном мире, но в связи с успешными экономическими стратегиями Китая, требует обратить на себя более пристального внимания.
    Поставим цель понять ход мыслей Конфуция в изречениях, как обучающих высказываниях, направляющих ум на понимание основных смыслов управления.
    
    Изречение 4
    
    Некто сказал:
    - Юн обладает человечностью, но не красноречив.
    Учитель сказал:
    - Зачем нужно красноречие? Языком, конечно, можно отбиться от людских нападок. Но за это же многие и не любят. Не знаю, насколько он человечен? А красноречие-то ему зачем?

    
    Это высказывание учит правильно оценивать качества человека. Человечность - это показатель благородства. Благородство напрямую связано с человечностью. Точно сказать, является ли человек благородным и обладает ли он человечностью очень не просто. Да и не всегда это нужно.
    Некто сопоставил человечность и красноречие как качества одного уровня. На что учитель, давая своё описание, блестяще указал на то, что не стоит смешивать все пироги в одной корзине, а ценность владения речью отнюдь не высшая добродетель, а лишь орудие, способное вызвать не только блага, но и разрушение на того, кто ей владеет.
    Конфуций обратил внимание на то, что не стоит судить о наличии или отсутствии человечности у этого человека, связывая это с красноречием, ибо и ценность красноречия сомнительна во многих случаях, а о человечности судить вообще не стоит, ибо для этого нужно учиться строить правильные суждения.
    
    
    Изречение 5
    
    Учитель послал на государственную службу Ци Дяо.
    Тот в ответ сказал:
    - Я не думаю, что смогу оправдать доверие.
    Мудрец был рад.

    
    В данном примере показывается, на основании чего учитель оценивал своих учеников. Конфуция обрадовала не способность Ци Дяо решать государственные задачи, а его стремление к совершенству и умение правильно оценить свои способности и, главное, правильно выразить эту оценку.
    Казалось бы, последовательнее было обещать учителю оправдать доверие, но именно спокойное выражение опасения не оправдать доверие учителя, даёт ему основание для радости.
    
    
    Изречение 6
    
    Учитель сказал:
    Когда не будет дороги, и придётся на плоту плыть через море, за мной последует, разве, что Ю.
    Цзы-Лу, услышав это, обрадовался.
    А учитель сказал:
    Ю, добрый муж, отважней чем я. Жаль, не из чего плот сделать.

    
    В данном высказывании плот является образом опасного дела, которое можно было бы вместе делать, справляясь с трудностями складывающихся в деле обстоятельств.
    И потому в ответ на высказанную радость Цзы-Лу по поводу высокой оценки его мужества, учитель подчеркнул, что есть качества более ценные в управлении, чем мужество, а именно способность правильно видеть задачи и строить дела для их воплощения, находя для этого необходимые средства и силы.
    В этом высказывании Конфуций ещё раз показывает, что оценка человека никогда не бывает прямой, а любое отношение к похвале, кроме действия, которое тут же начинает совершаться, является показателем недостаточных способностей, чтобы делать трудное дело. Ибо готовность делать дело и справляться с трудностями менее ценна, чем умение это дело строить.
    
    
 

Здоровое долголетие

14 Апреля 2009


    Здоровое состояние - это состояние ощущения правильности происходящего.
    
    Мы потеряли способность правильно и точно отслеживать поток ощущений. Ведь все наши ощущения в теле, в теле переживания, они текут по своим траекториям (циклам, кругам), сменяя друг друга.
    Но понятие об этих кругах у нас утратилось, и именно в связи с этим у нас утратилась возможность давать точное определение понятий
    
    Когда в сознании и в теле у тебя порядок, и нет ничего из происходящего, что казалось бы тебе не правильным, тогда ты здоров.
    
    В китайской традиции понятие "грех" переводится как "чрезмерность". В христианской традиции грех определяется как амортия и обозначает "неправильное попадание в цель", "неосознанность".
    
    Условия здорового ощущения себя:
    Чистота, покой, невовлеченность, ясность (Дао Дэ-Цзин).
    
    Здоровье - это способ поддержания и сохранения состояний, то есть, если ты не поддерживаешь и не сохраняешь нормальность состояния, то здоровье утрачивается.
    
    Здоровье сохраняется в головах, то есть в сердцах, то есть, в конце концов, внутри своего тела. Не в том, что ты рассказал, что нужно прыгать так, шагать так, а в том, как зарождается твоя мысль, откуда она зарождается, во что прорастает этот твой помысел, и какие плоды в речах и действиях он дает.
    Если ты отслеживаешь и контролируешь выражение себя в мир от начала зарождения мысли до действия, в котором все время рождаются новые мысли, вот тогда ты можешь поддерживать и сохранять здоровье.
    То есть, здоровье - это всегда некое действие.
    Причем действие в потоке, который неуклонно движется, и который несет тебя к смерти. Смерть - естественное завершение течения бытия.
    Что такое здоровая смерть?
    Это когда ты действительно закончил, выполнил дело своей жизни, закончил жизненные задачи свои, передал свое дело, закончил свой с-рок, то есть, исчерпал, изжил свою судьбу, судьбу свою в теле.
    Моя прабабушка дожила до 114 лет и за 10 верст перед смертью пришла к моей бабушке и сказала: "Иришка, приходи завтра - помирать буду". Вернулась, как рассказывала моя бабушка, легла в гроб да померла.
    
    Но здоровая смерть обязательно связана со здоровой жизнью, здоровая жизнь связана со здоровыми мыслями, а здоровые мысли связаны со здоровыми образами.
    Если у тебя есть здоровые образы, с помощью которых ты улавливаешь происходящее как внутри себя, так и вовне, тогда будет здоровая смерть. И это огромная ценность.
    
    Конечно же, высшая ценность - это здоровая жизнь.
    А высшая ценность здоровой жизни - это здравость смыслов, это способность сохранять здоровое сознание, а здоровое сознание - это когда ты правильно думаешь о происходящем.
    Правильное думание о происходящем дает тебе возможность правильно предвидеть плоды своих действий.
    
    В "Домострое" есть такая замечательная истина: "Настоящий христианин лечится постом, покаянием и молитвой".
    А что такое пост вообще, как таковой? Пост - это не только когда ты не ешь скоромного и воздерживаешься от каких-то там лишних речей. Пост - это ты когда внутри себя воздерживаешь себя от неправильных мыслей, в первую очередь. Вот это вот называется пост.
    Покаяние - это не когда ты посыпаешь прилюдно голову пеплом, а когда действительно в сердце своём тебе скорбно, и печально, и грустно, и мерзостно от того что ты не можешь ничего толком сделать правильно, всё время тебя куда-то в неправильное уносит...
    А молитва - это обращение к миру, как к чему-то, что имеет сознание, то есть, собственно говоря, Бог, он везде есть. Мир есть осознанная сущность. Мир и есть Бог, и если ты обращаешься в осознанную сущность осознанно, она осознанно тебе откликается.
    И вот способность поддерживать состояние осознанного обращения, она представляет собой молитву.
    
    Когда мы говорим о традиционном китайском сознании, нам кажется, что это некая метафора, которая не имеет отношения к непосредственному переживанию мира. Но на самом деле традиционное китайское сознание - это сознание времени, а во времени ничто не происходит единомоментно. Это есть некий процесс, в котором есть стадии сгущения и рассеивания.
    И однажды маленькие рассеянные твои неправильные мысли сгущаются в то, что начинает колоть в печени или закрывается что-то в кишечнике, или перестаёт варить желудок.
    Это обязательно случается, и китайская традиция описания тела, китайская медицина, построена именно так. Ведь твои мысли, переживания рождаются изнутри твоих органов.
    В китайской традиции сознанием пропитано всё тело, и за каждую из частей этого самого сознания отвечает какая-то часть.
    
    В частности, рассказывается, что существует пять основных составляющих:
    В печени живёт доброта. Гневливость, раздражительность, как противоположность доброте, связана с отклонениями состояния печени.
    Правильное поведение, способность осознанно себя проявлять в поведении, связано с сердцем. С сердцем, как с пространством, откуда рождается вообще ум как таковой.
    Ум выражается в способности правильно себя вести. Правильно, значит, осознанно, значит, понимать, что все твои действия происходят меж Небом и Землёй, в бесконечности времён, а не только вот прямо сейчас, и больше никогда уже ничего не будет.
    Селезёнка, желудок, пищеварительная система, - их способность, связана с верой. То есть, вера - это то, что всё переваривает, что способно всё в себя принять, переварить и превратить ещё во что-то там.
    С легкими, с дыхательной системой, связана Совесть. Правильное дыхание, со-весть, это некое чувство справедливости. По совести - это значит по справедливости. То есть, внутри - совесть, вовне - справедливость. У правильного дыхания есть свои качества. Для того чтобы правильно дышать, нужно быть способным дышать ровно, плавно, спокойно, глубоко, мягко. И эти качества дыхания очень важны. И в определенной степени, человек, обладающий этими качествами, он обладает нравом, человек доброго нрава, человек совестливый по своему нраву.
    Почки соответствуют разумности вообще. То есть, способности обдумывать здраво, вдумчиво проводить осмысление мира, мышление. Вот эти пять морально-этических качеств непосредственно связаны со здоровьем.
    
    
    Культура здоровья. Уровни здоровья
    
    Что такое культура здоровья? Это правильный способ передачи основных понятий, с помощью которых ты описываешь отдельные единицы, из которых это действие - здоровье - складывается.
    Здоровье личности, как таковой, неотделимо от здоровья семьи, а здоровье семьи неотделимо от здоровья рода.
    
    Существует шесть градаций вот этой самой личности:
    
    1. Существует личность как "я", как здоровое тело.
    2. Существует личность "меня" как семья, "я" как часть семьи.
    3. Существую "я" как часть рода.
    4. Существую "я" как часть народа.
    5. Существую "я" как часть страны
    6. Существую "я" как часть человечества.
    
    И каждая из этих личностей требует правильной системы понятий и правильного описания ценностей.
    Так вот, здоровье, первое, - это здоровье тела, здоровье личности.
    Здоровье семьи: самая большая ценность в семье - это благосостояние. То есть, все хотят, чтобы семья была, в общем-то, богатая, как таковая, потому что это важно для жизнеобеспечения, для поддержания.
    Род должен быть многочисленным и длящимся во времени как можно дольше - это ценность рода.
    Народ должен быть, в общем-то, как бы там, мирным, добрым. Добрым народ должен быть, собственно говоря.
    Страна должна быть сильной и пребывать в состоянии мира обязательно. То есть, война - самая большая беда для страны.
    Собственно говоря, и для человечества, я думаю, что самая большая беда - это неосознанность и непонимание того, что оно едино, потеря единства, как такового.
    Ну, я думаю, что вот мы сейчас имеем каждый на своём уровне вот эти болезни, оттуда вытекают болезни.
    
    В китайской традиции высшей ценностью является здоровое долголетие, и, следовательно, хотели создать некую пилюлю, которая в прикосновении ко всему создаёт эту вечную ценность - бессмертие.
    Но эта внешняя алхимия, внешняя пилюля, была моделью для совершения внутренних действий. То есть, внутренняя алхимия, как достижение бессмертия, она говорила человеку, что ты должен вообразить себя как некий сосуд, в котором происходит правильное смешение составляющих, коими являются все единицы твоих переживаний мира, включая ощущения, переживания-эмоции, образы, понятия, смыслы, действия. А главные части этой пилюли - доброта и любовь к людям.
    И только когда ты в правильных соотношениях всё это соберешь в неком внутреннем котле, который сплетается твоим вниманием, который одухотворяется твоим дыханием, то есть тем, как ты осознанно дышишь, вот тогда, может быть, в тебе что-то возникнет...
    Не зарекаюсь, но задача интересная, согласитесь. Она заставляет смотреть на происходящее с точки зрения вечности...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Игру окружные шашки придумали в Китае около 4 тыс. лет назад для развития мышления и добродетельных качеств правителя.