cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Конфуций. "Рассуждение в изречениях"

22 Мая 2009


    
    Изречение 10
    
    Учитель сказал:
    - Я ещё ни в ком не видел твёрдости.
    Некто в ответ заметил:
    - А Шэнь-Чжан?
    Учитель сказал:
    - Влечения. Откуда там твёрдость?

    
    Здесь говорится о том, что правильное различение качеств дело очень не простое, и, хотя на первый взгляд, человек может проявлять в поведении качество твёрдости, в действительности одно правильное замечание ставит всё на свои места.
    Ибо твёрдость - это качество человеческой основы, и даже если в проявлениях он выглядит твёрдым, на самом деле в его основе нет качества твёрдости, потому что желания владеют им, и он не способен сохранять устойчивость.
    
    
    Изречение 11
    
    Цзы-Гун сказал:
    - Я не хочу, чтобы люди перекладывали свою ответственность на меня, но и сам не желаю перекладывать свою ответственность на других.
    Учитель сказал:
    Цы, этого ты ещё не достиг.

    
    Хотя Цзы-гун ожидал, что учитель даст оценку его суждения, учитель дал оценку его самого, ибо само определение отношений с ответственностью в этих обстоятельствах говорит Конфуцию, что это только слова, описывающие стремления, ибо когда человек достигает уровня полной ответственности за свои действия, не перекладывая её на других, он никогда не будет говорить об этом.
    Потому дело не в том, нужно или не нужно перекладывать ответственность, а в уровне твоего понимания того, как правильное суждение превратить в правильное действие.
    
    
    Изречение 12
    
    Цзы-Гун говорил:
    - Образованность и начитанность учителя можно уловить, слушая его. Но небесный путь в природе речей учителя нельзя уловить, слушая его.

    
    Цзы-Гун говорит о том, что суждение должно строиться не только по словам, но обязательно нужно сопоставлять слова с действиями, проявленными в поведении. Конфуций говорил просто, не подчёркивая своей начитанности и образованности, но если вслушиваться в его слова, то можно понять, что он человек образованный и начитанный, тогда как его качество высшего постижения мира может быть увидено, только в сопоставлении впечатлений от слов, действий и поведения.
    Это высказывание о том, как нужно строить правильные суждения, чтобы придти к пониманию человека в деятельности.
    
 

Конфуций. Рассуждение в изречениях.

21 Мая 2009


    Изречение 7
    
    Мэн У-Бо спросил:
    - А Цзы-Лу обладает человечностью?
    Учитель сказал:
    - Не знаю.
    Тот спросил снова. Учитель сказал:
    - Областью на тысячу колесниц можно ему поручить управлять. А про человечность его не знаю.
    - А каков будет Цю?
    - Можно поручить ему управление наделом в тысячу дворов или родом в тысячу колесниц. А про человечность его не знаю.
    - А каков будет Чи?
    Учитель сказал:
    - Чи можно отличительным поясом подпоясать и поставить в царскую залу, чтобы он вёл речи с разными гостями. А про человечность его не знаю.

    
    Ученики и последователи Конфуция, понимая, что человечность является наиболее ценным качеством в любом человеке, а способность правильно видеть и определять это качество в других ведёт тебя к обладанию этим качеством, часто пробуют оценить его наличие в других людях. Однако учитель часто говорит, что не в этом суть в данном случае.
    То есть в ответ на вопрос Мэн У-бо относительно качеств Цзы-Лу, учитель ему по сути говорит, что Мэн спрашивает совершенно не о том, о чём он спрашивает. И более того, учитель говорит, что Мэну ещё рано судить о чьей либо человечности.
    Ведь вопрос ставился в определённой обстановке, действия в которой позволяют определять качества вышеназванных людей, что и пытается сделать Мэн У-бо. Учитель же говорит ему в обоих случаях, во первых, на что указывают эти обстоятельства, и во вторых, что следует сначала научиться различать точно способности людей, а не стремиться отыскать в них проявление высшего уровня. Рано потому что судить об этом.
    
    
    Изречение 8
    
    Учитель, обратившись к Цзы-Гуну говорил:
    - Кто лучше, ты или Хуэй?
    Тот ответил:
    - Разве могу я сравниться с Хуэем. Хуэй, услышав про одно, сразу знает про десять. Я, услышав об одном, знаю только о другом.
    Учитель сказал:
    Да, не такой ты, как он. Не ты и не я, мы не такие.

    
    В данном высказывании Конфуций опять делает очень любопытный ход, поставив ученика в условия, когда требуется дать сравнительную оценку качеств, и услышав от него, в общем, правильный ответ, учитель делает очень необычное заключение.
    По сути он говорит, что, конечно, судить так правильно, ставя себя ниже и оценивая высоко качества другого, но в действительности, может быть, вообще не стоит делать подобные суждения. То есть, просто, мы все не такие как другие. И в данном случае нужно было отвечать на вопрос по-другому. Учитель, подтвердив правильность ответа ученика, тут же показал ему ограниченность его ответа.
    
    
    Изречение 9
    
    Цзай Юй спал днём. Учитель сказал:
    - На гнилом дереве не вырежешь резьбу. На стене из кизяка не вылепишь узор. Какие могут быть к нему упрёки?
    Учитель сказал:
    - Раньше, узнавая людей, я слушал их речи и верил их действиям. Сейчас, узнавая людей, я слушаю их речи и смотрю на их действия. Юй заставил меня поменять подход.

    
    Ученик, который спал днём проявил слабость своего устройства, а не слабость духа. Учитель сказал, что он так устроен, и ругать его за это не стоит. Возможно, он может говорить очень правильные речи и делать правильные поступки, но есть ограничения по изначальному составу, из которого он слеплен. Потому нужно знать, что возникнут обстоятельства, когда он обязательно проявит эту слабость.
    Для того чтобы сделать целостное суждение о человеке, мало соотнести речи и поступки человека, которые проявляют его установки и мысли. Нужно вести достаточно длительные наблюдения, чтобы увидеть в человеке не только проявление его установок и ценностей, но и понять чем отличается его поведение в повторяющихся отрезках времени.
    То есть в этом высказывании Конфуций говорит о том, как нужно правильно учиться. Наблюдая происходящее необходимо всё время усовершенствовать свои качества, и менять подход. Суждения нужны для того, чтобы понимать что-то новое про себя, а не для того чтобы определять другого.
    
    

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Керамические, а затем и фарфоровые изделия появились в Китае около 10 тыс. лет назад. Сейчас фарфор - символ китайской культуры.