cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Конфуций. "Рассуждение в изречениях"

17 Июня 2009


    Изречение 16
    
    Учитель сказал:
    - Янь Пин-Чжун совершенен в отношениях с людьми. Даже и после долгого общения сохраняет почтительность.

    
    Приводится пример оценки человека не по отдельному действию, не по выдающемуся поступку, а по его качеству неизменности в отношениях. Умение сохранять почтительность в отношениях с людьми - это скромность, ибо все люди требуют к себе почтительного отношения, но всегда важнее поддерживать в себе определённые качества, которые описываются в высказываниях Конфуция.
    Почтительность определяется учтивостью. А совесть позволяет быть разумным в проявлениях доброты.
    Совесть - это то, что сдерживает, а доброта - это то, что отдаёт.
    Показатель твоего достижения - это постоянство проявлений в отношениях с людьми.
    
    
    Изречение 17
    
    Учитель сказал:
    - Когда Цзан Вэнь-чжун сделал жилище для Вещей Черепахи, то столбы он уподобил горам, а на балках нарисовали водоросли. На что же похожи его познания?
    

    Может показаться, что учитель в этом высказывании с укором порицает Вэнь-Чжуна, тогда как в действительности он предлагает оценить несоответствие действий человека с его намерением учиться и познавать мир, чтобы управлять происходящим.
    В данном случае Вэнь-Чжун так относится к Вещей Черепахе, что это показывает его непонимание основ учения.
    
    
    Изречение 18
    
    Цзы-Чжан обратился с вопросом:
    - Министр Цзы-Вэнь три раза получал назначение на должность Министра, и не было видно никакой радости. Три раза его лишали должности. И не проявлял огорчения. Он обязательно вводил в положение дел управления нового министра. Каков он?
    Учитель сказал:
    - Это преданность.
    Снова спросил:
    - А есть в нём человечность?
    Тот ответил:
    - Из этого не понять, постиг ли он человечность.
    
    - А когда Цуй-Цзы убил государя царства Ци. У Чэнь Вэнь-Цзы было десять упряжек лошадей, а он бросил свою должность и уехал из царства Ци. Прибыл в другую область и сделал заключение о людях: "Такие же, как наш сановник Цуй-Цзы". Уехал. Прибыл в другую область. И опять заключил: "Такие же, как наш сановник Цуй-Цзы". Каков он?
    Учитель сказал:
    - Это чистота.
    Тот спросил: А есть ли человечность?
    Учитель ответил:
    - Из этого не понять, постиг ли он человечность.

    
    Человечность является основой всех знаний. Способность полностью вместить в своей личности знания о человеке, проявляется в человечности, ибо именно достижением человечности исчерпывается жизненная задача человека в обществе.
    В данном высказывании даётся пример того, как делаются суждения о качествах человека. Определённые качества проявляются в определённых обстоятельствах.
    В первом случае обстоятельства могут проявить лишь преданность, ибо подобного положения дел недостаточно, чтобы понять, есть ли качество человечности. Отнюдь не любые проявления благородства являются признаком человечности.
    Во втором случае проявляется чистота помыслов, и названных обстоятельств недостаточно, чтобы судить о наличии человечности.
    Это высказывание также учит правильно относиться к оценке обстоятельств, как указаниям на проявление качеств человека. Нужно правильно определить обстоятельства, как достаточные или недостаточные для оценки тех или иных качеств человека.
    
    
 

Конфуций. "Рассуждение в изречениях"

23 Мая 2009


    Изречение 13
    
    Цзы-Лу, услышав что-то, ещё не сделав услышанного, боялся, что услышит что-то ещё.

    
    Данное высказывание является указанием не только на усердие и тщательность Цзы-Лу, но и на его неправильный подход к делу. Ибо это хорошая особенность для ученика, но в делах она не всегда приносит нужные плоды. Потому выводом из этого высказывания должно быть умение оценивать качества ученика и деятеля.
    Хотя при этом усердие в учении является одной из высших добродетелей, так как учёба приносит знания, а знания позволяют правильно делать дела и решать жизненную задачу. Так что здесь дана двойная оценка, в которой содержится несколько уровней смысла. В этом и состоит глубина мудрости конфуцианской школы, так как, будучи по сути своей однозначной, ставя ясные цели и точно определяя ценности, она содержит указания на широту и глубину мира знаний, в котором у всего всегда есть своя противоположность.
    
    
    Изречение 14
    
    Цзы-Гун задал вопрос:
    - Почему, прозванного Образованный Кун, зовут Образованным?
    Учитель сказал:
    - Восприимчив и любит учиться. Не стыдиться спрашивать у низших. Потому и зовут его Образованным.

    
    Видимо, у Цзы-Гуна были основания задать этот вопрос, потому что и в те времена образованность подразумевала знание определённых сведений и умение их выражать с помощью владенья языком в речах. Вероятно, могли быть обстоятельства, в которых Кун не проявил этих внешних признаков образованности, и потому в ответ на вопрос ученика Цзы-Гуна учитель объясняет не причины такого имени у Куна, а в целом суть образованности.
    Таким образом в ответе содержится поправка на толкование понятие "образованности", и внимание ученика перенаправляется с проявлений действия на саму суть действия.
    Потому что образованность - это не почести и лавры, а умение правильно воспринимать обращение мира к тебе и приобретать знания, собирая их снизу вверх, а не просто из высоких источников нахватывать куски важных сведений о мире.
    
    
    Изречение 15
    
    Учитель сказал Цзы-Чаню:
    - Путь благородного человека проявляется в четырёх направлениях:
    В поведении он проявляется в вежливости.
    В служении старшим он проявляется в почтительности.
    В заботе о народе он проявляется в доброте
    В управлении людьми он проявляется в совести.

    
    Предлагаемый Конфуцием в данном случае порядок состоит из четырёх частей.
    Поведение подразумевает проявление себя в отношениях с миром людей, как с равными.
    Служение - это действие, направленное к высшим.
    Забота о народе с уровня управленца - это движение направленное вниз.
    Управление людьми - это постоянное соотнесение своих действий и решений с правилами и законами устройства человеческого сознания, которые определяются как совесть.
    Учтивость, почтительность, доброта и совесть, вот четыре качества, которые должны присутствовать одновременно в любом мгновении, проходящем в жизни человека, стоящего отношения с другими людьми в обществе.
    Учтивость и почтительность, доброта и совесть.
    
    

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Лук-порей традиционная медицина Поднебесной называет борцом с болезнетворными бактериями и вирусами. Добавляем его в еду!