cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Конфуций. "Рассуждение в изречениях"

23 Мая 2009


    Изречение 13
    
    Цзы-Лу, услышав что-то, ещё не сделав услышанного, боялся, что услышит что-то ещё.

    
    Данное высказывание является указанием не только на усердие и тщательность Цзы-Лу, но и на его неправильный подход к делу. Ибо это хорошая особенность для ученика, но в делах она не всегда приносит нужные плоды. Потому выводом из этого высказывания должно быть умение оценивать качества ученика и деятеля.
    Хотя при этом усердие в учении является одной из высших добродетелей, так как учёба приносит знания, а знания позволяют правильно делать дела и решать жизненную задачу. Так что здесь дана двойная оценка, в которой содержится несколько уровней смысла. В этом и состоит глубина мудрости конфуцианской школы, так как, будучи по сути своей однозначной, ставя ясные цели и точно определяя ценности, она содержит указания на широту и глубину мира знаний, в котором у всего всегда есть своя противоположность.
    
    
    Изречение 14
    
    Цзы-Гун задал вопрос:
    - Почему, прозванного Образованный Кун, зовут Образованным?
    Учитель сказал:
    - Восприимчив и любит учиться. Не стыдиться спрашивать у низших. Потому и зовут его Образованным.

    
    Видимо, у Цзы-Гуна были основания задать этот вопрос, потому что и в те времена образованность подразумевала знание определённых сведений и умение их выражать с помощью владенья языком в речах. Вероятно, могли быть обстоятельства, в которых Кун не проявил этих внешних признаков образованности, и потому в ответ на вопрос ученика Цзы-Гуна учитель объясняет не причины такого имени у Куна, а в целом суть образованности.
    Таким образом в ответе содержится поправка на толкование понятие "образованности", и внимание ученика перенаправляется с проявлений действия на саму суть действия.
    Потому что образованность - это не почести и лавры, а умение правильно воспринимать обращение мира к тебе и приобретать знания, собирая их снизу вверх, а не просто из высоких источников нахватывать куски важных сведений о мире.
    
    
    Изречение 15
    
    Учитель сказал Цзы-Чаню:
    - Путь благородного человека проявляется в четырёх направлениях:
    В поведении он проявляется в вежливости.
    В служении старшим он проявляется в почтительности.
    В заботе о народе он проявляется в доброте
    В управлении людьми он проявляется в совести.

    
    Предлагаемый Конфуцием в данном случае порядок состоит из четырёх частей.
    Поведение подразумевает проявление себя в отношениях с миром людей, как с равными.
    Служение - это действие, направленное к высшим.
    Забота о народе с уровня управленца - это движение направленное вниз.
    Управление людьми - это постоянное соотнесение своих действий и решений с правилами и законами устройства человеческого сознания, которые определяются как совесть.
    Учтивость, почтительность, доброта и совесть, вот четыре качества, которые должны присутствовать одновременно в любом мгновении, проходящем в жизни человека, стоящего отношения с другими людьми в обществе.
    Учтивость и почтительность, доброта и совесть.
    
    
 

Конфуций. "Рассуждение в изречениях"

22 Мая 2009


    
    Изречение 10
    
    Учитель сказал:
    - Я ещё ни в ком не видел твёрдости.
    Некто в ответ заметил:
    - А Шэнь-Чжан?
    Учитель сказал:
    - Влечения. Откуда там твёрдость?

    
    Здесь говорится о том, что правильное различение качеств дело очень не простое, и, хотя на первый взгляд, человек может проявлять в поведении качество твёрдости, в действительности одно правильное замечание ставит всё на свои места.
    Ибо твёрдость - это качество человеческой основы, и даже если в проявлениях он выглядит твёрдым, на самом деле в его основе нет качества твёрдости, потому что желания владеют им, и он не способен сохранять устойчивость.
    
    
    Изречение 11
    
    Цзы-Гун сказал:
    - Я не хочу, чтобы люди перекладывали свою ответственность на меня, но и сам не желаю перекладывать свою ответственность на других.
    Учитель сказал:
    Цы, этого ты ещё не достиг.

    
    Хотя Цзы-гун ожидал, что учитель даст оценку его суждения, учитель дал оценку его самого, ибо само определение отношений с ответственностью в этих обстоятельствах говорит Конфуцию, что это только слова, описывающие стремления, ибо когда человек достигает уровня полной ответственности за свои действия, не перекладывая её на других, он никогда не будет говорить об этом.
    Потому дело не в том, нужно или не нужно перекладывать ответственность, а в уровне твоего понимания того, как правильное суждение превратить в правильное действие.
    
    
    Изречение 12
    
    Цзы-Гун говорил:
    - Образованность и начитанность учителя можно уловить, слушая его. Но небесный путь в природе речей учителя нельзя уловить, слушая его.

    
    Цзы-Гун говорит о том, что суждение должно строиться не только по словам, но обязательно нужно сопоставлять слова с действиями, проявленными в поведении. Конфуций говорил просто, не подчёркивая своей начитанности и образованности, но если вслушиваться в его слова, то можно понять, что он человек образованный и начитанный, тогда как его качество высшего постижения мира может быть увидено, только в сопоставлении впечатлений от слов, действий и поведения.
    Это высказывание о том, как нужно строить правильные суждения, чтобы придти к пониманию человека в деятельности.
    

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Овощи "тёплой", янской природы согревают тело зимой. Это тыква, лук-порей, брокколи.