cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Образ России в Китае

24 Сентября 2009


    В 2010 году в Китае, в городе Шанхае будет проходить всемирная выставка Шанхай-экспо, и сейчас решается вопрос о том, как будет представлена Россия на этой выставке.
    
    Нам нужно представить свой образ.
    
    Возможно, у китайцев существует некий образ России, а есть ли у нас образ себя для Китая? Как вы думаете?
    
    Что нужно делать, чтобы этот образ появился?
    Ведь образ должен образоваться, он же так просто не возникает.
    Что-то нужно будет там построить, что-то нужно предъявить.
    
    Какие основные возникают при этом ассоциации, связи?
    Как нужно подавать Россию на экспо?
    
    Когда-то было подобное экспо в Париже, в 1925 году, когда были Дягилевские балеты, когда был так называемый серебряный век. Было очень красиво, и это оставило огромное впечатление.
    
    Не знаю, была ли там высокотехнологическая промышленность того времени.
    Сейчас у нас бытует представление, что на экспо нужно показывать что-то высокотехнологическое.
    Страны показывают на экспо такие достижения, потому что высокие технологии являются показателем достижений ума.
    Что-то люди такое придумывают умом, несомненно, важное и нужное...
    
    А есть ли в этом душевность, теплота? Есть ли в этом любовь?
    Как по набору высокотехнологичных машин и средств составится образ страны?
    Образа страны не будет, не составится в сердцах людей о стране никакого представления.
    
    Ум - он орошается духом, силой духа народа.
    Я, например, силу духа русского народа слышу в песнях, в пении донских казаков, вижу в искусстве. Но это частности.
    А когда мы рисуем картину, нам нужно иметь целостный образ, целостное движение. Нам нужно представить такое полотно, где этот дух есть.
    
    Мы живые, и я бы являл китайскому народу образ живой России. России великой и сильной духом.
    Матушка-Россия - так называли и называют её русские люди.
    И это действительно так, - ведь это наша родная земля, которая нас кормит, поит, одевает - растит, питает, взращивает и укрывает.
    
    Эта земля живая. Это живая, одухотворенная сущность, и у неё есть свой образ. Образ, который воплощает в себе качества духа этой земли и передаёт эти качества людям, живущим на этой земле.
    
    Как вы представляете себе образ России?
    
    Ведь образ нужно представлять. То есть, не просто вообразить себе нечто, а явить и обозначить его какими-то понятиями, которые совершенно точно определят переживание этого образа.
    
    Для России это сейчас настоящая проблема: нам не на что опереться, у нас не осталось образов, которые бы мы переживали в единстве и одинаково.
    
    Вот, например, есть огромная страна Китай. У Китая есть нефритовые предметы возрастом 8 200 лет. Эти нефритовые предметы для Китая - это концепция, за которой стоит образ.
    Если китайцам нужно дать образ, то печать для олимпиады они делают в нефрите, потому что императорская печать была в нефрите, и у многих сейчас есть нефритовые печати.
    
    Каждый предмет из нефрита - это какой-то образ, образ из древних сказок.
    Вот если бы у нас сохранилась языческая мифология по-настоящему, как живая...
    Ведь когда читаешь русскую сказку, ты понимаешь, что сказка ложь, да в ней намёк, что там, на сопоставлении разного рода контекстов, читается правда.
    Мы знаем, что была птица Гамаюн, была птица Сирин, Садко играл на гуслях.
    А вот спроси: Какой на гуслях был строй, и какую песню нужно петь сейчас под гусли? Или от чего защищала птица Алканост?
    Тут мы и потерялись...
    Это значит, что образ есть, но он уже не живой.
    А нужен образ живой.
    
    Я недавно начал писать текст, который называется "Геополитическая история духа русского народа". И для начала я попытался разобраться в правильном способе переживания образа России через герб и флаг.
    Ведь герб и флаг - это же образы страны. Они должны что-то обозначать, что-то воплощать. Там должно быть что-то духовное, душевно отзывающееся в любом сердце русского человека, в любом русском сердце.
    
    Что означают полоски на нашем трёхцветном флаге?
    Что означает наш герб?
    Это удивительно, но моя страна и мой президент ничего не говорят мне о том, как правильно пережить, в каких образах выразить отношение к своему флагу.
    Должен быть, наверное, какой-то указ, подзаконный акт, к которому я мог бы обратиться, но ничего такого нет.
    Никто не знает, что означает наш герб.
    Хотя очевидно любому человеку, что этого быть не может, что такого быть не должно.
    Собственно, почему нам нечего явить в качестве образа России? Потому что нам всем всё равно, что означает наш герб. Понимаете?
    
    Эта история, конечно же, вторична - она отражает состояние духа русского народа.
    И если мы хотим явить силу духа русского народа, я не против - давайте явим его хоть в нанотехнологиях, хоть в красоте русской тайги, хоть в красоте русской женщины - всё равно, главное, чтоб русский дух был. Главное, чтоб он явился явственно, не сокрыто.
    
    Сознание человеческое так устроено, что мы можем выразить нечто духовное, душевное только через образы.
    
    Ведь мы же часто говорим, что русский человек - он душевный человек. Для многих русский человек - это олицетворение теплоты и широты русской души.
    
    Конечно, разное время бывает: бывает, что мы себя слабее чувствуем, бывает, что сильнее, но если не терять силы своего духа, то мы всё построим, и Енисей покорим, и ракеты запустим, и в балете станцуем.
    
    И тогда можно построить из брёвен избушку, и она будет павильоном России на шанхайском экспо, и мы явим миру настоящий образ.
    
    Ведь важно-то, на самом деле, какой человек живёт в этой избе...
    
    C почтением, Бронислав Виногродский
    
    обсудить на форуме
    
 

А зачем вообще бывает нужно переносить столицу страны?

30 Июля 2009


    Я знаю, что в моей стране столицу переносили один раз туда и один раз обратно. Потом, недавно совсем, было ещё вялое шевеление в этом направлении, но ничего, в общем-то, не случилось по совершенно определённым (как некоторые считают) причинам.
    
    Первый перенос столицы получился непонятно почему, ибо в сознании моём народном живёт ещё и Киев, как матерь городов русских, Киев, в котором на престоле сидел Владимир Красно Солнышко, который что-то такое важное вроде бы для моего народа сделал, а потом вдруг по каким-то там причинам уже и Москва, и как много в этом звуке для сердца русского слилось. То есть как-то перенос из Киева в Москву состоялся.
    Я говорю о детском сознании, о пространстве мифа в сознании, именно там и кроется живая, переживаемая правда. Потому в этом переносе из Киева в Москву дырка. А этих дырок быть не должно, чтобы у страны в сознании было целостное тело.
    
    Но для чего бывает нужно переносить столицу? Предположим, что может возникнуть такая необходимость.
    Россия - страна огромная, растущая во времени, живущая во времени, меняющая своё название время от времени, осознающая себя по разному в разные времена. И в зависимости от самосознания народа, понимается страной миссия страны. Страна должна понимать, куда и откуда она движется во времени Земли.
    
    Я смотрю на карту России, вижу на ней огромные реки и горы. Вижу Кавказ и Урал, Верхоянский хребет, Камчатку с огромными, самыми большими в мире вулканами, Приморье, где Хинган и Алтай с Белухой. Всё это моя страна. Огромная заболоченная западносибирская низменность. Лена, Енисей, Яна, Колыма, Индигирка. Множество названий, не имеющих значения для русского слуха, не несущих в себе никакой мифологической значимости. И среди этих огромных просторов, затерянных в сознании русского народа, сгруппировавшегося в основном за Уралом, в европейской части, небольшое количество городов, которые также теряют день ото дня своё мифологическое значение.
    
    Среди всего этого есть столица нашей Родины - Москва. Город этот отстоит так далеко от огромных горных просторов, тяготеет к Европе и западу по своему положению, по своим историческим связям, а история давно привела нас к владению огромными азиатскими просторами. Есть юридическая действительность, но это не действительность самосознания русского народа, которая требует не доказательной логики, а переживаемого образа.
    
    Урал мы переживаем как наши горы, а верхоянский хребет мы не переживаем как наши горы, а должны.
    Наша огромная страна делится на две явно выраженных на карте части. Страна делится на части природной артерией, могучей рекой Енисеем. Енисей несёт огромную мощь, соединяя Юг с Севером, впадает в воды, которые венчаются северным полюсом.
    
    Для того, чтобы вписаться в новую действительность, чтобы самим активно участвовать в создании нового идеологического (а не экономического) уклада будущего в современности, необходимо переносить столицу на Енисей.
    В этом случае мы сможем построить новые правильные отношения и с востоком и с западом, появится огромное количество правильных мыслей о путях развития России, тогда всё станет ясно и с экономикой и идеологией.
    
    Перенос столицы, главного города в правильное место в стране способен принести невероятные плоды, о которых невозможно себе и предположить с помощью обыденных экономических логик.
    Однако для этого важна разумная воля сильного правителя. Я предлагаю всем людям в этой стране разговор на эту тему. Так как кризис крепчает, пугает, развивается непредсказуемо, и нужно делать действия разумные, но нестандартные. Перенос столицы на Енисей может явиться таким действием.
    
    Я изучал Китайские науки о переносе столиц. А у них за тысячи лет существования Поднебесной было немало столиц. У каждой была своя судьба. Каждая определяла дух времени. Пора бы и нам сделать что-то новое, подходящее по своему духу этому времени, времени великих перемен, требующих от правителя великой страны, великой воли, великого мужества и великих разумных действий.
    
    
    Китайские традиционные взгляды на расположение столицы
    
    Столица - сердце страны. Она связана с процветанием императорской династии, благополучием государства и счастьем-несчастьем простого народа. Правильный выбор столицы управляет порядком и смутой.
    
    Знание о законах взаимодействия сил времени и пространства, или Фэн-шуй, позволяет корректировать судьбу. А судьба, по традиционным представлениям, является отражением временных циклов, проходящих тем или иным способом через человеческую жизнь в зависимости от даты рождения, места обитания и расположения могил предков.
    Мастерство обустройства императорской столицы и могилы считалось высшим уровнем владения искусством фэн-шуй, и процветание жилища в первую очередь зависело от того, какие силы направляются из могил семейного кладбища.
    
    Традиционно вся система сил в Поднебесной сводится к источнику энергии, который располагается в горах Куньлунь, одной из двух главных горных систем Тибета. Хребет Куньлунь, в свою очередь, расходится на три хребта, которые называются Жилами Драконов севера, юга и центра. Между этими Драконами находятся основные реки Китая - Янцзы и Хуанхэ.
    Энергия каждого конкретного места и, следовательно, каждого конкретного рода тоже рассматривается в контексте того, где находятся могилы предков и как они связаны с хребтом Куньлунь. Главное место в Поднебесной - императорская столица, которая контролирует энергию всей страны, являясь жилищем императора. Со столицей связаны могилы императорского рода.
    
    Современная столица Китая, Пекин, начиная с 1153 года в истории четырех династий - Цзинь, Юань, Мин и Цин - восемьсот лет был императорской столицей.
    Мастера фэн-шуй, советники императоров разных династий говорили о Пекине:
    "Если правитель не овладеет этой землей, он не может стать правителем".
    "Это место имеет очень большое значение, оно наполнено силой и мощью. Если там поместить императорский трон, то можно контролировать всю Поднебесную".
    "Это место, где кольцом лежит свернувшийся Дракон и сидит Тигр, у него очень мощная позиция по рельефу: на юге он контролирует реки Цзян и Хуай, на севере к нему примыкают пустыни. Если император, сын Неба, находится в центре, то все четыре стороны света сходятся к нему и подчиняются. Если главный правитель действительно хочет управлять Поднебесной, он должен пребывать в таком месте, и только царство Янь подходит для этих целей"
    
    Теория фэн-шуй
    
    Почему Пекин подходит на роль императорской столицы? В теории фэн-шуй объясняются ключевые факторы в установлении императорской столицы: именно Пекин удовлетворял экономическим и военным требованиям, а также подходил по условиям окружающей среды.
    В первую очередь хребет Дракона в Пекине простирается довольно далеко, так как это северный отрог области прямой завязки Дракона. Сунский автор Чжу Си писал:
    
    "Столица Цзи находится как раз на прямой между Небом и Землей, и это хороший фэн-шуй. Его горный хребет исходит из облаков, и эти облака возносятся высоким хребтом. К западу от хребта Цзи воды текут на запад и входят в Сыхэ (Драконовы врата). К востоку от хребта Цзи воды текут на восток и впадают в море".
    Минский автор Чжан Хуан в книге "Ту Шу Бянь", в главе "Обсуждение области характеристик северного Дракона столицы", говорит: "В горах Яньшань самый высокий образ являет Тянши (Небесный рынок). Он покрывает прямой узел северного ствола хребта, его Дракон исходит из северного хребта Куньлунь и простирается на несколько тысяч ли, проходит через Дянь, через Ми и входит в море.
    Эти 10 тысяч ли поворотов и слоев сначала приходят в горы Яньшань, входят в Китае в Яньюнь и дальше идут на восток, проходя несколько сотен ли. Тяньшоушань (гора Небесного долголетия) в том месте падает в океан. Там есть широкая равнина в тысячу ли, с точки зрения географии это очень большая мощь в рельефе Дракона и, конечно же, красивая окружающая местность, где заканчиваются тысячи Драконов. Это есть великое схождение гор и вод, которое ведет реку Хуанхэ к Тяньшоушань (горе Небесного долголетия). Сзади проходит Ялюй, а скалы Еши запирают врата. Он максимально подходит по всем характеристикам фэн-шуй".
    
    Кроме того, Пекин соотносится в Небе со звездой Цзы-Вэй. Множество звезд вокруг соединяются и светят по направлению к нему - это область управления. Цзы-Вэй - это Полярная звезда, и на основании теории распределения звезд по областям Пекин соответствует звезде Цзы-Вэй.
    Фэн-шуй считает, что Цзы-Вэй является самой ценной, самой благородной и знатной звездой на небосклоне, это ось, узел Неба. Все остальные звезды стремятся к ней, и, так как ей соответствует Пекин, обязательно множество предметов будет стекаться именно сюда, и туда же будут устремляться людские сердца. При этом Цзы-Вэй - чистый свет знака Ли, знака Огня из Книги Перемен, поэтому император будет управлять, находясь в Пекине, глядя на юг. Считается, что такое правление будет ясным и чистым.
    
    К тому же Пекин окружен со всех сторон горами, которые сохраняют ветер и собирают силу дыхания. В Пекине горы Аньшань с точки зрения теории Цзю-Син (Девяти звезд) имеют несколько важных особенностей относительно горных преград: Суншань (Шаолинь) - это передний экран, горы в Хуайнане (Аньхой) являются вторым сильным экраном, горы в Цзяннане - третьим и хребет Улиншань - четвертым экраном.
    Гора Хуашань слева от Пекина представляет собой Белого Тигра, гора Тайшань справа олицетворяет Синего Дракона. Минский автор Цю Люй говорит: "Пекин со всех сторон окружен стенами гор, там высится утес Луаньфэнчжи, кроме того, драконы проходят благоприятно по отношению к нему, поэтому он очень надежно защищен и окружен со всех сторон, и сколько еще тысяч таких защит существует, сложно и сказать".
    
    Вдобавок к вышесказанному Пекин сзади и спереди окружен водой - такой расклад тоже представляет собой дом для правителя на тысячу поколений. Минский автор Му Сиюн в тексте "Крылья к Канону захоронений писал: "Окончание столицы Янь представляет собой Бэйлуна (Северного Дракона), сзади идет граница Цзялюй. Хуанхэ огибает его спереди и дальше распределяется на 10 тысяч потоков, поэтому он защищен со всех сторон. На севере это большое место схождения".
    В начале правления династии Мин известный чиновник Лю Цзи написал стихотворение, в котором восхваляет выдающиеся стороны фэн-шуй Пекина:
    
    Северный Дракон имеет узел в этой области,
    И это самая лучшая сторона.
    Десять тысяч гор пиками входят
    И смотрят, неся ему силу.
    Реки Цзялюй и Хуанхэ
    Спереди и сзади огибают его.
    Цзинътай-это золотая терраса
    И на тысячу лет жилище для правителя.
    Таковы общие принципы, на основании которых определяли месторасположение столицы.
    
    
    Города, бывшие императорскими столицами:
    
    Нанкин. Город был столицей в течение правления шести династий. Это место определяется как "присевший Тигр и свернувшийся Дракон", в соответствии с теорией пульса Дракона, свивающегося кольцом.
    
    Сиань. Место определяется как "голова Дракона Поднебесной", находится в верхнем течении реки Хуанхэ, в позиции силы в рельефе хребта Цинлин, позволяет видеть всю область к востоку от Хуанхэ.
    
    Лоян. Место на Срединной равнине, находится в сильной позиции по рельефу внутри общей схемы, расположено в центре страны, в области живота, поэтому может распространять свое влияние на все четыре стороны света.
    
    Гуанчжоу. Горы останавливают движение энергии, вода собирается, изначальная сила дыхания сосредоточивается, укрепляется и завязывается, поэтому отсюда тоже возможен контроль над большой территорией.
    
    обсудить на форуме
    

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Жизнь в провинциях Китая течет по своим законам: здесь сохраняется дух цивилизации, но есть и немало сюрпризов...