cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Поговорим про нефрит

06 Июля 2010


    Поговорим про нефрит
    
    Поговорим про нефрит. Я перевожу кусочки из двух книжек: одна называется "18 лекций про атрибуцию нефрита", а вторая "Определение, атрибуция копий древнего нефрита".
    "18 лекций". Первая лекция - доисторический, ранний этап, существования нефрита. В медленном течении длинной эпохи неолита камни разной формы и вида, несомненно, были материалом, с которым люди общались больше всего.
    Так, например, на горе Сяо Бу Шань, в пещере Сянь Жэнь Дун, Пещере Бессмертного Человека, на стоянке были найдены каменные топоры из зелёного офеокальцита, так называемые зубила. У них уже есть определенные особенности, то есть, 12 тысяч лет назад предметы уже были с обработкой, с глянцем.
    А надо сказать, что очень многие вещи из офеокальцита сделаны в эту самую эпоху Хун Шань. Культура Хун Шань - культура Красной Горы. То есть, обычно, когда говорят о древности нефритовых предметов, то, если говорить о предметах, научным способом атрибуированных, то 12 тысяч лет - это самая верхняя граница. Имеются в виду предметы, которые имеют не просто следы какой-то обработки с целью функциональности, а которые несут на себе уже следы определенного мировидения.
    12 тысяч лет тому назад предметы, вполне вероятно, имели с современной точки зрения простой облик. Если посмотреть китайскую историю культуры, то самые сильные предметы - чем древнее, тем сильнее. Древним нефритом считается доханьский, то есть до второго века до нашей эры. Начиная с Хань уже идёт преобладание форм.
    То есть, если в древних предметах идёт преобладание силы, и если ты смотришь на предмет по-настоящему древний: чжоусский, шанский, и самые мощные - это предметы неолитических культур: культура Хун Шань, Лян Чжу, Да Вэнь Коу. Там предметы при простоте линий одновременно отражают очень простые, но точные и сильные концепции.
    12 тысяч лет назад этот офеолит, змеевик, был наиболее широко распространён. Но если мы будем смотреть на эти предметы и рассматривать их как нефритовые объекты из этой культуры Сянь Жэнь Дун, Пещеры Бессмертного человека, мы в любом случае не можем их рассматривать как нефритовые, потому что на самом деле их функция - это жизнедеятельность.
    Это точка зрения этого автора. Я хочу сказать, что на самом деле нефритовые топоры - это однозначно предмет магический, шаманский, который используется в шаманских практиках, потому что я не уверен, что этими нефритовыми топорами по-настоящему можно было нанести кому-то вред, и кто-то вообще стремился наносить вред...
    
    Я сегодня начитывал Конфуция, где как раз есть вот эта фраза, что в 15 лет захотел учиться, и в 70 лет последняя фраза о том, что научился следовать желаниям своего сердца, не совершая ошибок.
    Я сейчас это понимаю. Если ты живёшь в нормальной какой-нибудь, богатой деревне какого-нибудь времени, в хорошем доме, который представляет собой такой космический корабль во времени, изба настоящая с функциональностью, с зональностью точной, с разными типами распределения тепла, распределения функций движения людей во времени, с предметами, сделанными из качественных материалов - природных, живых - там же другое совершенно ощущение было, и люди друг к другу относились совершенно по-иному.
    И ты когда живёшь в этом, ты принимаешь эту волну из поколения в поколение. Там девочка знает своё предназначение, парень знает своё предназначение - все знают свое предназначение и понимают, как его осуществлять. И внутри вот этого предназначения административно-хозяйственная деятельность, конечно же, является вторичной.
    В той самой русской деревне была духовная жизнь, высокодуховная, ведь это было общение с Богом, общение с природой, хороводы, птицы, ожидание весны, красивые празднества, чистая вода, запах снега тающего
    
    И вот то же самое я говорю, что люди жили по-иному в тех местах, совсем по-иному. И совсем необязательно нужны были блага цивилизационные. Например, наблюдая Китай, я с удивлением вижу странную вещь: Китай сильно развивается, там другие масштабы трат, богатства, способности с ним обращаться, понимания того, как это тратится, но при этом я в Китае не встретил ни одной гостиницы, которая построена в стиле китайской деревни. Имеется в виду, чтобы там было сделано по-настоящему всё из настоящих материалов. Хотя этот образ и тип жизни однозначно комфортней, правильней, экологичней, лучше.
    Но при этом, я хочу сказать, что всё равно в Китае значительно комфортнее, потому что там есть ещё состояние духа - люди более расположены, менее возбудимы, менее сердиты, как-то стараются друг друга больше понимать.
    
    На основании имеющихся в настоящее время археологических материалов ранний доисторический этап - начало и конец эпохи раннего существования нефрита - приблизительно отстоит от настоящего времени на период 10-6 тысяч лет. Он совпадает с ранним этапом периода неолита. Археологическая наука рассматривает культуры: в северо-восточном районе - Чжахайская культура, на севере Китая - культура Фэй Ли Ган, и на юге - культура Хэ Му Ду - это три названия культур.
    Я думаю, что слышали в России, что есть культура Триполья. Это очень условные вещи, но если для нас какая-нибудь трипольская культура или какие-нибудь раскопки в Аркаиме очень сложно связываются с нашей современной жизнью, то что касается названия этих культур в китайском контексте, предметы Хуншаньской культуры плавно перетекают потом в эпоху Шан, имеется в виду, сохраняя какие-то стилистические особенности, шанские перетекают в чжоуские, чжоуские перетекают в Чжан Го - Борющихся царств, Чжан Го перетекают в ханькие, ханьские перетекают в танские, танские - в минские и цинские, цинские - в подделки нового времени и в современность.
    
    То есть, там прослеживается генеалогия. Имеется в виду: когда берёшь предмет, которому 10 тысяч лет, ты понимаешь, что он находится в непрерывной среде развития. Там есть понятия, как преобразуются разного рода линии, дуги, предметы по своей функциональности.
    В действительности есть археология, и есть история. Собственно говоря, совершенно необязательно, что археологи с историками находятся в противоречивых отношениях. Имеется в виду, что совершенно необязательно, что вот эти археологические находки осмыслены и увязаны в целостную картину. Никто себе толком не представляет, что там эти люди делали, потому что, если представить, что в археологии останется от того, что сейчас делается, можно ли представить нас, живущих здесь, с нашими усилиями духа, желаниями жизни и так далее - очень сложно. А там же люди жили и как-то так жили по-настоящему красиво.
    
    В тот период нефритовые предметы главным образом были украшениями, и встречалось очень мало нефритовых инструментов. Например, в Джахайской культуре были нефритовые ложки, но на самом деле они тоже могли исполнять функцию украшений.
    Стоит обратить внимание, что вне зависимости от того, где находятся: в холодном климате на севере или же в более тёплом климате на юге - люди прошлых времён всегда имели украшения для ушей - серьги, и в Джахайской кульуре, и в культуре Хэ Му Ду обнаружены нефритовые кольца - юй цзюэ, это нефритовое кольцо с разрезом посредине.
    Нефритовые цзюэ имеют круглую форму и с одной стороны имеют маленький разрез, отверстие диаметром 2-4 см, неравные, в раскопках они часто располагаются в могилах в области ушей человека. Разного рода эксперименты, говорят о том, что эти нефритовые цзюэ из культуры Чжа Хай использовали это отверстие таким образом, что кольцо могло одеваться и свисать с уха - это самая ранняя форма нефритового цзюэ. В дальнейшем нефритовые кольца продолжали существовать в течение 6-7 тысяч лет, и их влияние распространилось на Корейский полуостров, Японию, Вьетнам и близкие сопредельные страны - кольца стали одним из самых распространённых нефритовых предметов.
    В Чжахайской культуре другой тип нефритовых предметов - это были нефритовые ложки. Которые назывались "чэ син си" - "ложкообразный предмет". Этот предмет выглядел так: вытянутой формы пластиночка, а на одной поверхности внутри находится выемка. На конце этой ложки было маленькое отверстие. Длина около 10-15 см. В раскопках они находились обычно в области пояса, в области поясницы. На основании этого можно предположить, что это был какой-то функциональный предмет, украшение с наличием функций.
    Нефритовые предметы существовали задолго до бронзы, и существует бронза, подделанная под нефрит, но бронза менее долговечна.
    
    Древний период существования нефрита - от 12 до 6 тысяч лет, до четвёртого тысячелетия до нашей эры. Важно то, что в это время жили так называемые персонажи, которые существуют в мифологической сфере: Жёлтый Император, Фу Си, Шэнь Нун, Суй Жэнь, Нюйва. Это был как раз период существования этих легендарных сущностей, и пользовались они и народы, среди которых они жили, этими предметами.
    В процессе развития нефритовой культуры каждое доисторическое место произвело какую-то определенную основополагающую нефритовую культуру.
    
    И постоянно, на протяжении всей дальнейшей истории нефрит режут по образцам на одни и те же сюжеты, копируют.
    Здесь написано: во времена династии Чжоу нефритовый заяц - это обычно был бегущий заяц, у которого развевались по ветру уши, у которого не было хвоста, и косым резцом, по косой резьбе делались все складки, вырезы, и неглубокие линии создавали узор волосков его шерсти. Форма его была подвижная и живая, он делался очень простой тонкой резьбой.
    Во времена эпохи Сун копировали этого зайца и сделали его довольно грубо. У него миндалевидные глаза, длинные уши и волосы, шерсть, узор, плотно нарисованные, короткие передние лапы, форма довольно-таки грубая и неживая - и вот это есть один из основных показателей.
    Например, вот каллиграфии висят на стеночке, и попробуй их подделай. Подделать их будет сложно, потому что каллиграфии эти сделаны совершенно естественными движениями.
    
    Так вот, точно так же надо понимать, что древние предметы люди делали с пониманием того, что они что-то для Бога делают...
    Мотивация - вещь сильная, и если ты работаешь только для того, чтобы заработать деньги, получается другой результат.
    А если ты делаешь, потому что не можешь не делать, или если ты делаешь для кого-то, кого ты уважаешь, для любимого человека - это уже другой мотив.
    Нефритовые предметы все были обрядовыми, это же все были предметы для общения с Богом, и человек жил в божественной реальности, он сливался с этим, поэтому каждое твоё движение, каждое действие, которое ты делал, оно обуславливало твои усилия, твои старания.
    А когда ты делаешь, потому что мотивация у тебя, что ты сейчас быстренько что-то срубишь, а потом уже делать ничего не будешь, или что-нибудь такое - невозможно! Какой бы ты старательный ни был, какой бы у тебя ни был крутой лазер - всё равно ты так не сделаешь. Или ты должен быть мастером подделки.
    Мотив деятельности у каждого из нас невероятно важен. И как только целеполаганием твоим становится не процесс, а результат, то, следовательно, процесс уже не получается.
    
    Изначально нефрит резали нефритом. Вообще резали корундом. Корунд по плотности - семёрка и восьмёрка. Корунд - это рубин, сапфир - эти камни. Он крепче, он твёрже, чем нефрит. Один из способов атрибуции древнего нефрита - под большим увеличением можно найти следы - синенькие точечки, потому что резали сапфиром.
    
    Сама по себе технология атрибуции учит тебя правильно вглядываться, учиться внимательно смотреть на предметы, разглядывать их при разном цвете, свете, понимать, что многие предметы ты никогда не увидишь при электрическом свете, то есть, многие предметы можно видеть только при дневном свете. И в подавляющем большинстве случаев, если вы в Китае будете покупать предметы какие-то, часто в лавках очень темно всегда.
    
    Но ещё надо понимать, что есть копийные предметы, копии, надо понимать, что на одни и те же сюжеты режут много вещей. Дело в том, что в древности тоже были предметы хорошие и плохие, были предметы дешёвые и дорогие, то есть, сколько существуют люди, у кого-то что-то больше, а у кого-то что-то меньше.
    Многие предметы были предметами, которые клались в захоронения, и чем богаче по статусу был человек, тем дороже были предметы. А бедные клали в могилу диски-би из простого камня, из глины.
    Необходимо вырабатывать в себе умение видеть в этих предметах качество материала, качество поверхности. То есть, в древней поверхности есть некий глянец. Если внимательно вглядываться, то видно, что одна поверхность отполирована, а другая сама почти светится. У неё такой свет, который выходит на поверхность. У камня очень высокого качеств другая напряжённость, другая рыхлость.
    
    Есть огромное количество легенд о том, как питались нефритом Я иногда рассматриваю некоторые предметы из нефрита в качестве жёсткого диска, носителя информации - почему бы и нет? Но действительно нужно же понять, куда его вставить, включить. А носитель информации должен попасть в определённое поле, которое тоже определяется, ограничивается какими-то знаниями. То есть, у тебя должна быть очень точная образная система представлений, в которую ты помещаешь объект.
    По сути дела, какое бы ты дело ни делал, важно иметь точное представление о том, что ты делаешь, куда движешься, какие действия ты произведёшь на разных этапах - это называется стратегия.
    Проблема ещё состоит в наличии необходимого объема внимания, то есть, вот этой базовой энергии, которая позволяет осуществить твои намерения.
    В "Дао Дэ Цзин" говорится, что только когда ты с должным вниманием начинаешь и с таким же вниманием заканчиваешь дело, тогда всё хорошо получается...
    
    С почтением, Бронислав Виногродский
    
 

Провал на Экспо-2010

21 Мая 2010


    Символ России на всемирной выставке Шанхай-Экспо 2010, Незнайка, переводится на китайский язык как "Маленький невежда". Попытка трактовать российский символ, как "Ищущий знаний" не смогла ослабить всеобщее недоумение по этому поводу...
    
    Мне представляется вопиющей наивностью думать, что можно что-либо сделать для улучшения в нашей стране в контексте вообще возможных мер, которые Россия в лице власти способна в настоящее время предпринять по решению любого возникающего (все чаще и чаще) перед ней вопроса или задачи, или сложности, или неприятности.
    
    Неспособность и невозможность эта связана с вопиющей слабостью власти, которая не может ничего в стране контролировать, потому что представления власти о самой себе совершенно не соответствуют задачам, стоящим перед ней.
    
    Я не склонен полагать, что кто-то "злой и умелый" там наверху в лице или в лицах творит что-то такое злокозненное, чтобы развалить, разрушить, насолить, испортить.
    
    Это - "как дети", которые "воистину не ведают, что творят", а вернее не ведают, "что творить". Все мы здесь проводники духа. И есть такая страна - Россия, которая живет в каждом из нас, называющемся русским. В меру своего осознания себя жителем земли русской, я переживаю эту Россию в себе, и если есть достаточное количество образов, вызывающих общие переживания в этой связи, упоминание в любых обстоятельствах имени святой Руси способно вызвать приток силы и движения духа в моей душе, которую лучше соотнести с сердцем, а не с головой.
    
    На протяжении довольно длительного (думаю, что точного количества) течения времени упоминание имени святой Руси не вызывало и не вызывает правильных переживаний, связанных с движением правильных образов, в душе русского народа. В огромном количестве обстановок и обстоятельств упоминание других ценностей по силе и правильности переживаний перевесит упоминание образа России. Это факт.
    
    Поразительно, насколько актуальным становится сейчас Высоцкий. Время зеркалится, конец предыдущего цикла, 1979-84 года, зеркалится в конце этого цикла, 2009-2014: похожими отражениями переживаний, когда происходящее обессмысливается, и будущее исчезает. "И ни церковь, ни кабак - ничего не свято".
    
    Замкнутый круг имеет место быть в голове, и это есть отражение действия души. Фраза "и храни нас от лукавого", буквально указывает на лукавство внутри. Мера этого лукавства зашкалила, преодолела, превысила. "Глядь, а в штанах твоих ходит коварная ложь", "кто рулит и веслы бросит, тех нелегкая заносит, так уж водится".
    
    И, главное, идеологии не может быть, потому что запас смыслоемкости в понятии идеология был нами бессмысленно истрачен в лихие годы социалистического безмыслия. Нынешние демократические времена тоже пройдут, а вернее уже прошли, а еще точнее ничего, соответствующего слову "демократия", по сути и не ночевало в наших столицах.
    
    Равновесие в мире постоянно меняет свой узор. И пора бы уже отстраненно, спокойно и внимательно взглянуть на происходящее.
    
    Сейчас происходит очень важное для России событие - участие в Экспо в Шанхае. Нужно сказать, что позор уже состоялся. Все участники данного спектакля (и храни нас от лукавого) не могут не признать, что участие в Экспо - это уже "глядь, а конем твоим правит коварная ложь". Высоцкий для нас - это уже действительно классика.
    
    А там совсем недалеко еще же и 2014, этот синий Зоич с безумных плакатов социальной рекламы...
    
    Сила духа скудеет в русской земле. Это неизбежное следствие потери смыслов. Когда вся осмысленность заменилась добычей денег, чтобы защититься от неопределённого и непредсказуемого будущего, то получается замкнутый круг, или закольцовка в умах.
    
    Я уже давно говорил, что позор на экспо в Шанхае будет неизбежен. А сейчас все усилия придётся направить на то, чтобы сделать вид, что ничего не произошло. Этот вид будет убедительным только для самих себя.
    Следующий позор, уже совсем большой, будет в 2014 в Сочи. Там уже совсем будет нехорошо.
    С 2014 начнётся новый цикл, в тридцать лет, который завершится в 2044 году. И этот год тоже обязательно настанет.
    
    В 12 будет кризис власти. Власть очень тесно связана со смыслами в стране. Очень крепко связана. И чем меньше смыслов, тем больше требуется ухищрений для удержания власти.А она не держится.
    Таков мой сценарий развития событий на ближайшие годы.
    
    Бронислав Виногродский
    
    

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


В древности иероглифы предназначались для общения с Божествами и духами. Любой иероглиф передаёт состояние. Этот - счастье.