cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Мудрости Книги Перемен. Ли Гуанди.

21 Марта 2011


    НЕБО - это ян, это отец, это государь.
    Слова "Великое Воплощение Пользы - в Выдержке" обозначают четыре качества силы Духа.
    "Великое" - это есть замысел десяти тысяч сущностей.
    "Воплощение" - это рост десяти тысяч сущностей.
    "Польза" - это продвижение десяти тысяч сущностей.
    "Выдержка" - это завершение десяти тысяч сущностей.
    
    В знаках НЕБО и ЗЕМЛЯ присутствуют эти четыре качества Духа в полной чистоте. В других знаках их набор может изменяться в зависимости от предназначения знака, поэтому Великое, в первую очередь, осуществляет величие добра. Польза управляется крепостью правды. Значение Выдержки в каждом случае определяется задачей знака. Воплощение и Верность зависят от содержания дела. Значения этих четырех сил Духа воистину велико и ни с чем несравнимо.
    
    Мудрые люди, создавая Перемены, изначально обучали людей, беря за образец именно действия Неба, а не тело Неба, поэтому назвали его "Напряженность".
    
    "Величие Воплощение Польза и Удержание"
    Четыре смысла этих слов строятся на двух изначальных понятиях: Величие и Правда. Далее получается следующая трактовка: Начало - это великое, Сообщение - это проникновение, воплощение, Польза - это должное, правильное, и Удержание - это правда и крепость.
    
    Начальная девятка
    Путь благородного мужа проявляется в действиях, а бывает, что и в сокрытии. Дракон как сущность способен летать и способен погружаться в пучину, поэтому дракон уподобляется силе Духа благородного человека.
    "Погруженный" - это сокрытый, это означает, что дракон скрывается внизу, сила Духа погружена и не проявляется. Тем самым благородный человек таит свет своего сознания в ожидании времени и не совершает движений, поэтому и говорится "нельзя действовать"
    И если на начальной Девятке говорится "погруженному дракону нельзя действовать", то мудрый человек как раз пребывает в тончайших, внутренних действиях, а благородный человек, уходя от мира, не томится и не печалится; в учении он питает правду и преодолевает невежество.
    
    Девятка вторая
    Польза в появлении государя с великой силой Духа состоит в том, чтобы он продвигался по своему Пути. Также и самому государю полезно встретить чиновника с великой силой Духа с тем, чтобы вместе начать действовать.
    В Поднебесной любому полезно увидеть человека с великой силой Духа, дабы оказаться в поле его благодатного воздействия.
    
    Девятка третья
    Этот уровень говорит о человеке, находящемся внизу, но при этом сила Духа государя в нем проявлена, и Поднебесная постепенно стекается к нему. Конечно же, при этом есть определенная опасность. Даже когда говорится о делах мудрых людей, нужно думать о предостережении опасностей. Иначе, разве можно чему-нибудь научить? В этом смысл Перемен.
    
    Девятка четвертая
    Пропасть - это место, где дракон чувствует себя спокойно. "Может быть" - это сомнения: прыгнуть - не прыгнуть, взлететь - не взлететь. Что время покажет - тем и успокоишься. Движения мудрого человека всегда своевременны. Шунь умел все делать вовремя.
    
    Девятка пятая
    Мудрый человек обретает небесную позицию, поэтому говорится "польза в появлении Большого человека". Внизу, на уровне Девятки второй, это может быть человек с великой силой Духа, наверху, в Девятке Пятой, это может быть государь. Обоим им полезно встретиться друг с другом и вместе совершать преобразование Поднебесной. Поднебесной также будет Польза от того, чтобы увидеть государя с великой силой Духа.
    
    Верхняя девятка
    Верхняя Девятка вышла за этот предел, поэтому ее поведение может вызвать раскаяние. Только мудрый человек знает, каким образом продвигаться и отступать, сохранять и утрачивать, избегать чрезмерности".
    
    Применение Девяток
    Слова "появление драконов, отсутствие головы" означают, что речь идет о сплошном ян, который не стремится главенствовать. Если ты не стремишься возглавлять, тогда будет счастье. Когда твердость идет впереди Поднебесной, это Путь несчастья".
    
    
 

Правитель и народ

24 Февраля 2011


    Мудрости Книги Перемен с комментариями Ли Гуанди
    Знак Согласованность
    
    Государь искренне поощряет тех, кто исполняет обязанности внизу, а слуга выражает искренность, служа государю. Воли верха и низа сообщаются, и поэтому наступает СОГЛАСОВАННОСТЬ. Ян это государь, мудрец, а инь - это маленький человек.
    
    1. Мудрый правитель продвигается вместе с одаренными людьми
    Став правителем, мудрый человек всегда полагался на одарённых людей, которых собирал вокруг себя, объединяя их волю и согласуя усилия. Так СОГЛАСОВАННОСТЬ устанавливалась в Поднебесной.
    (Начальная Девятка)
    
    2. Мудрый человек широк и щедр, вмещает в себя грязь и дикость.
    Однако, способность принимать грязь и дикость не должна стать оправданием всеприятия и смешения себя со всем окружающим. Необходимо четко различать поступки, чтобы выносить правильные решения, необходимо руководствоваться справедливостью и трезво оценивать, чтобы действовать. Только так сможешь и в деятельности и в бездеятельности сохранить срединный Путь.
    (Девятка вторая)
    
    3. Мудрый человек помнит, что согласованность обращается в несогласованность.
    Во времена СОГЛАСОВАННОСТИ нельзя расслабляться, необходимо помнить о трудностях и в незыблемой приверженности правде осуществлять свои действия. Только так может возникнуть пространство отсутствия неприятностей. (Девятка третья)
    
    4. Согласованность образуется, когда служат, сохраняя твердость и прямоту, а правитель сохраняет скромность и бесстрастность в сердце.
    Наверху через скромность и опустошение принимаешь тех, кто находится внизу. Внизу через твёрдость воли служишь тем, кто наверху. Верхи и низы, таким образом, обладают доверием, и государь и слуга соединяют свои предназначения в СОГЛАСОВАННОСТИ. А когда государь и слуга соединяются в СОГЛАСОВАННОСТИ, тогда и в Поднебесной устанавливается СОГЛАСОВАННОСТЬ.
    (Шестерка четвертая)
    
    5. Правители древности отдавали своих дочерей замуж за знатных и верных людей.
    Обряд выдачи вниз императорских дочерей и сестер сложился ко времени императора Тана. Будучи связаны родственными узами с императорским домом, удельные князья не осмеливались роптать и претендовать на власть.
    (Шестерка пятая)
    
    6. Когда потеряна согласованность правителя и народа, правителю не следует возвещать свою волю людям.
    Путь потери СОГЛАСОВАННОСТИ приводит к тому, что верх и низ больше не сообщаются друг с другом. Это значит, что народ теряет доверие в сердце к тем, кто наверху. Разве можно применять с пользой подобные обстоятельства? Если будешь применять, тогда породишь смуту, и возникнет стыд.
    (Верхняя шестерка)
    
    
    НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ
    
    Если верх и низ связаны друг с другом в проходимости, если твёрдость и мягкость соединяются в ладу, то это Путь государя. Правильный Путь государя - это в НЕСОГЛАСОВАННОСТИ не действовать, поскольку отсутствует проходимость силы.
    Большое уходит, малое приходит; ян уходит, приходит инь - таков Путь маленького человека. Это образ убывания Пути государя, поэтому и возникает НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ.
    
    В начале НЕСОГЛАСОВАННОСТИ Путь маленького человека растет. Государь не может действовать в это время. Если наступает время, когда нельзя действовать, тогда необходимо вместе с людьми своего разряда отступить и сохранять удержание правильного Пути, нельзя стремиться к продвижению. После этого обретёшь счастье и получишь исполнение. (Шестерка первая)
    
    Большой человек во время НЕСОГЛАСОВАННОСТИ пребывает в самом себе, не распространяясь вовне. Сдерживая себя во времена НЕСОГЛАСОВАННОСТИ, он сохраняет неподвижность и ничего не делает.
    Правда же маленького человека приводит к НЕСОГЛАСОВАННОСТИ, и маленький человек, настраивая свой ум на подчинение высшим, никогда не потеряет. (Шестерка вторая)
    
    Во времена НЕСОГЛАСОВАННОСТИ терпишь стыд, и если не уходишь от НЕСОГЛАСОВАННОСТИ пребываешь в опасности. Поэтому и говорится, что объемлешь стыд. (Шестерка третья)
    
    Во времена НЕСОГЛАСОВАННОСТИ слуге необходимо беспрекословно служить воле государя, тогда все сущности одного с тобой вида последуют за тобой и увеличат твое богатство, принесут благо.
    Судьба - это то, что определяется предписаниями Неба и приказами государя. Разве упадок и расцвет не определяются Небом? А порядок и смута разве не приходят от государя? (Девятка четвертая)
    
    Государь в спокойствии не забывает об опасности и в отдыхе не забывает о погибели, в порядке не забывает о смуте, и тем самым, пребывая в покое, всю страну сохраняет в покое и мире. (Девятка пятая)
    
    Янская твёрдость находится в конце НЕСОГЛАСОВАННОСТИ, поэтому в конце способна перевернуть НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ и превратить в СОГЛАСОВАННОСТЬ. НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ и СОГЛАСОВАННОСТЬ обращаются и возвращаются. Кто делает это: Небо ли это, человек ли это? (Девятка шестая)
    
    Другие тексты об управлении вы можете найти в разделе "переводы древних китайских трактатов об управлении с комментариями Бронислава Виногродского".
    

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Лук-порей традиционная медицина Поднебесной называет борцом с болезнетворными бактериями и вирусами. Добавляем его в еду!