cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Знак ОБЗОР с толкованиями Ли Гуань Ди

07 Сентября 2011


    ОБЗОР - 20 знак Книги Перемен. Вверху знак Ветер, внизу знак Земля.
    
    
    
    
    Обозрение происходит снизу вверх. Если говорить о повелителе людей, то он снизу обозревает Небесный Путь, а внизу обозревает нравы народа - это и есть ОБОЗРЕНИЕ. Также и народ взирает снизу на правителя и тем самым совершенствует свою силу Духа. Ветер движется над Землёй, Ветер может проникать всюду и касаться любых предметов, поэтому принцип ОБЗОРА всеобщ, нет ему ограничения. Два ян наверху, четыре инь внизу: янская твёрдость занимает положение власти, на которую народ в мягкости подчинения взирает снизу, таково значение ОБЗОРА.
    
    Благородный правитель находится наверху и является образцом для всех в Поднебесной. Если народ проявляет предельную почтительность по отношению к правителю, тогда внизу он преобразуется. Это подобно воздействию от обряда жертвоприношения в храме предков: сначала, во время омовения, нельзя быть таким же, как во время и после подношения. Омовение говорит о начале обрядового действия, к которому относятся омовение рук и выплёскивание воды из плошки на землю. После этого идет прямое обращение с просьбой к духам. Приношение - это заключительная часть обряда, когда преподносится готовое мясо. То есть, омовение - это начало дела, в это время сердце человеческое наполняется прозрачнейшей тончайшей искренностью, предельной строгостью и собранностью. После приношения жертвы напряженность человеческого сердца-сознания рассеивается, и Дух перестает быть таким целостным, как во время омовения. Когда ты находишься наверху, то ты подготавливаешь свои обрядовые одежды и показываешь их народу, чтобы он их обозрел. Это действие полно строгости и мощи, подобной началу обряда с омовением рук, в котором нельзя допустить ни малейшего рассеяния предельной искренности ума. Если будешь действовать с таким наполнением, тогда в Поднебесной не будет никого, кто бы не был до конца искренним в своём доверии.
    
    Правитель всегда приступал к обряду через омовение с чувством глубокой искренности. Если после приношения оставалось ощущение стыда или досады, значит, нельзя было говорить о завершении или исполнении обряда. Положение мудрого человека является образцом для всех движений в Поднебесной, которая не осмеливается быть легкомысленной. Это подобно тому, как во время обрядового приношения мудрый правитель приходит к чистоте, в которой не осмеливается делать посторонних движений.
    
    Выражение "нет приношения" указывает на особое состояние искренней почтительности, которое должно соответствовать началу дела и образованию намерения. Когда приступаешь к самому приношению, значит, уже начинаешь действовать вовне. Когда действуешь вовне, тогда исчерпываешь свои способности, и когда дело свершается, тогда начальное намерение угасает.
    
    "Омовение без приношения", которые говорят о чистоте и покое, когда невозможно действовать легкомысленно. В этом случае внутреннее доверие наполняет тебя и будто бы делает твою голову большой. В этом состоянии есть возможность устремить взгляд вверх. Также и простые люди с верой смотрят на правителя снизу вверх.
    
    "В почтении не двигайся, о вере не говори". Это состояние подобно состоянию ребенка, когда он ещё не начал говорить и ходить. Когда мудрецы древности давали учение об управлении, народ менялся естественным образом, тайна этого действия как раз и состоит в том, что учение давалось не в словах, а в каких-то не высказанных вещах. Обряд предполагает участие с напряженностью искреннего почтения, будто приближаешься к великому действию, в искренности доверия сохраняя свои мысли внутри. Народ снизу следит за поведением правителя, верит ему, поэтому преобразуется и подчиняется, а правитель, может быть, и сам не знает, почему это происходит".
    
    Отсутствие деяний предполагает отсутствие вовлечённости. "Отсутствие вовлечённости" означает такую напряженность и полноту силы Духа мудрых людей, когда их усилия приводили к тому, что народ преобразовывался сам, без внешних действий, самопроизвольных и легкомысленных с их стороны. Отсутствие деяний - это сложное мастерство. Даже Яо и Шунь не могли пребывать в отсутствие деяний бесконечно. Знак ОБЗОР - это предельное выражение такого умения. Если сила Духа мудрого человека проявляется таким образом, что он в любую минуту способен к делам без самовольных усилий, то это и называется отсутствие деяний.
    
    1-6
    Если маленький человек, юнец взирает снизу вверх на правителя, то в этом действии для него не будет неприятностей, а, напротив, возможно развитие, возмужание. А вот если государь ведёт себя подобно неопытному юнцу, то, конечно, будут досада и стыд.
    
    2-6
    Взор отрока - это взор блуждающий, который ничего не видит. Маленький человек ежедневно применяет его, но не знает, что он применяет. Когда же подглядываешь, то видишь мало, не полную картинку. Слова "Польза в Верности женщины" подчеркивают, что этот способ видения не подходит для зрелого, благородного мужа".
    
    3-6
    В служении государю взираю и слушаю, обозреваю значение приказов свыше, и тем самым составляю замысел следования. В управлении народом взираю, оцениваю направления действий и поучения, которые следует исполнять, дары и блага, которыми можно одарить. В качестве образца использую свою собственную семью: в своевременности действий люди семьи либо продвигаются, либо отступают.
    
    Государь продвигается и отступает, постоянно обозревая время. Здесь же не говорится об ОБЗОРЕ целостности времени.
    
    4-6
    Четвёрка наиболее близка к ней, поэтому в почтении обозревает Путь государя, то есть свет страны. Ибо Путь государя это и есть свет страны. Здесь не называется личность государя как человека, а говорится о стране, потому что действия отдельной личности, пусть даже и сына Неба, не столь огромны для ОБЗОРА, как деятельность целого государства. На этом же уровне говорится, как Поднебесная преобразуется в управлении. Если будешь обозревать с этой точки зрения, то увидишь и государя человеческого, и силу Духа страны.
    Ведь мудрый и просвещённый государь наверху принимает у себя людей, обладающих достоинствами и силой Духа. Одаренные люди естественным образом желают проявить себя при таком дворе, служить правителю в наведении порядка и управлении Поднебесной. Четвёрка видит силу Духа государя человеческого, красоту полного расцвета сияния страны, потому ей подобает быть гостем при дворе правителя и использовать силу своей мудрости, чтобы помогать государю и тем самым увеличивать блага Поднебесной. Об этом говорится: "Польза действовать, будто гость у правителя". Также мы можем вспомнить обычай древности, когда государь с особыми почестями и обрядами приветствовал одарённых, сильных людей, которые затем продвигались при дворе, и назывались такие люди "гости".
    
    5-9
    Государь своевременно наводит порядок в обстоятельствах смуты, благость или невежество нравов связаны только с жизнью государя. Поэтому он должен обозревать свою жизнь, ведь все нравы и обычаи Поднебесной происходят от государей. Если сам, осуществляя управление, преобразуешь свою жизнь в добро, тогда повсеместно будет отсутствие неприятностей. Если же нравы в Поднебесной не согласуются с Путём государя, это значит, что в его управлении отсутствует основа добра, и поэтому не избежать неприятностей.
    Это образ правителя среди четырёх морей, и преобразования исходят от него. Он наставляет на Пути преобразования добра, и тогда в Поднебесной есть Ветер, который служит образцом для поведения государя. Если же он наставляет в преобразовании недобра, тогда в Поднебесной проявляются нравы мелких людишек.
    
    6-9
    Все это указывает на одарённого человека с силой духа государя, который не занимает положение власти. Обозревая его жизнь, начинаешь понимать закономерность ее порождения, ее действия. Ценностью для верхней Девятки является ее собственные усилия по воспитанию силы Духа, таков образ отшельника в Поднебесной. Если таково действие благородного человека, тогда не будет ошибок и неприятностей. Если же действовать не с точки зрения благородного человека, тогда будут тебе неприятности.
    
    Верхняя Девятка не является положением власти, поэтому говорится о "его" жизни, то есть о Пути государя. Слова предсказания не отличаются от слов Девятки пятой, и это помогает понять, как мудрые люди смотрят на подобных себе и изучают их поведение, исходя из целостности установок сердца.
    
    Книга Перемен с толкованиями Ли Гуанди. Перевод Бронислава Виногродского.
    
 

Герои неизвестного автора

01 Сентября 2011


    Предисловие
    
    1. Ну просто так получилось. Оправдываться нечем. Автор неизвестен, непознан, может даже и непостижим. А столько написал.
    
    2. Хотя есть затруднение. Нет у него Героев, и всё что он описывает какое-то бестелесное, бесплотное, невещественное и очень отвлечённо. Иногда даже кажется, что автор и баланды то не хлебал и пороху не нюхал. Непонятно, как он сумел вообще автором стать. Странно.
    
    3. Можно спросить, зачем писать про этих отсутствующих героев. Можно. Но герои, хоть и отсутствуют, но есть, потому и приходится за забытого, неизвестного, и, вероятно, несуществующего автора выдумывать ещё и героев.
    
    4. Но, как говорится, плюнем на руки, был ни была, и будем производить свои развратные действия с воображаемой литературой.
    
    5. Действия эти будем производить в совершенно произвольном порядке. Герои будут появляться и исчезать, иногда с героинями, иногда с героином, иногда с Герой и Зевсом. В общем.
    
    Как будет, так и будет. Страшно, конечно, но я начну.
    
    Исследование
    
    1. Первого героя звали Чичиканов. Был человеком скромным, по виду из господ, но повадкой конченный вахлак, ничего про приличные манеры и обращение не знал.
    Пожил изрядно. Служил, проворовался. Сюртуки любил нарядные, а женщин полногрудых. Селёдку обожал во всех видах. Несколько раз даже замечали, что рвал её сырую зубами прямо на Балтике в море на Куршской косе под Кенигсбергом.
    Приходился дальним родственником Канту, а род свой возводил по материнской линии к Кигиз-Хану, а по отцу роднился с Рюриками. От суда откупился.
    Ни в чём замечательном в делах замечен не был.
    Несколько лет пил запоями.
    В произведениях автора появляется один раз в совершенно незначительном эпизоде попытки группового изнасилования пьяными подростками огромного попугая в зоологическом магазине.
    Подростки некоторые сильно пострадали от своих таких попыток. А попугай явно развеселился и выказал умение говорить на нескольких разных фенях, включая древний жанр Рек и Озёр, Весенние касания, что был распространён в Поднебесной, особенно в династию Сун.
    Умер незаметно и невовремя.
    Похоронен на Пискарёвском без всяких почестей.
    Детей не было.
    Но на могилу кто-то частенько заносит голубые розы, может просто для иронии или от невысказанной обиды.
    Кто его знает.
    А, может, и дети были.
    Кто его знает.
    
    2.Второго героя... Не было второго героя.
    Но так как первого тоже не было, то придётся писать и про второго. Про второго героя придётся писать первому.
    Чичиканов назовал второго героя просто Мотик. По какой причине неизвестно. Никто не знает было ли это фамилией или именем, может прозвище. Некоторые даже осмеливаются предполагать, что так звали собаку Хозяина.
    Хозяин - это не обозначение положения, а прозвище хозяина. Как обозначения положения.
    То есть в первом случае Хозяин - это прозвище, а во втором - это положение. Он-то, Хозяин, и был героем. И у него действительно была собака Мотик. Может и не было у собаки такого прозвища. Но этлот странный доберман или пинчер неопределэнной расцветки отзывался вообще на всё, что захочишь, лишь бы дали пожрать. А прожорлив был невероятно. Но не о нём речь.
    Нам очень важно выяснить, кого Чичиканов называл Мотиком. Возможно, что он так называл Хозяина, которого все знали как Хохяина и хозяина. И надо сказать, что был ведь хозяином, что называется, с большой буквы.
    А так как все его называли Хозяином, то никто не знал ни его имени, ни отчества.
    Вот тут-то и откроется самое-самое.
    Звали его Модестом Аристарховичем. Имя явно выдуманное. Он его сам для себя и выдумал, потому что, когда зацепился за этот злополучный крючок в коридоре виском по случайности нелепой, всё забыл, хотя при этом разумности не утратил.
    Случай был просто феноменальный.
    Всё забыл про себя. А разумности не потерял. Получил зато возможность взглянуть на себя по новому. А назвался он после этого Модестом Аристарховичем. Ничего больше выдумать не мог лучше. А у него ещё бы племянник Женя. Тот ещё продувная бестия. В карты любил играть с гусарами.
    Короче и говорить здесь не о чем.
    Вся жизнь как сон.

    Бронислав Виногродский
    продолжение следует...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Лук-порей традиционная медицина Поднебесной называет борцом с болезнетворными бактериями и вирусами. Добавляем его в еду!