cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Государь и народ. Установление отношений. Мельчайшее в делах

18 Октября 2011


    Выдержки из нового перевода Бронислава Виногродского Книги Перемен с толкованиями Ли Гуань Ди.
    
    Привязанные слова:
    
    Учитель (Конфуций) говорит: Благородный государь успокаивает своё тело, а потом совершает движение. Сначала достигает Перемен, лёгкости в своём уме, а потом говорит. Определяет свои отношения, а потом просит. Благородный государь совершенствует себя в этих трёх областях и поэтому сохраняет целостность. Если из опасности совершаешь движения, тогда народ не будет с тобой поддерживать общение. Если из страха произносишь речи, тогда народ не будет в созвучии с тобой. Если не создаёшь отношений, а просишь, тогда народ тебе не даст. Если никто с тобой не связывается в отношениях, это и приводит к самому большому вреду. В Переменах говорится: "Ниоткуда не будут прибавлять, давать прибыль, могут и ударить. В установлении сердца нет постоянства, несчастье".
    
    "Исходный смысл":: Здесь объясняется значение уровня Верхней Девятки знака ПРИБАВЛЕНИЕ, 42.
    
    Сян Ань Ши объясняет: "Если с ощущением опасности приводишь в движение, тогда народ не будет общаться с тобой, сохранять связь с тобой". Должны быть правильные связи в сообщении. Высказывание "Если нет отношений, а просишь, тогда народ тебе не даёт" указывает на связь, отношения, совместность, в которых возможно давать и брать.
    
    Ли Гуань Ди объясняет: В двух высказываниях выделяются разные грани понятия совместность, единение, единство. В первом случае говорится, что если благородный государь начинает движение прямо из состояния опасности, то у него не будет поддержки, отклика народа, не будет единства. Благородный государь сначала успокаивает себя, а потом совершает движения. Поэтому если возникает состояние опасности, нужно успокоиться, и только после этого совершать движения. В толковании Сян Ань Ши указывается на это единство. Два иероглифа "дан юй" - "быть в единстве" - определяют значение данного знака. Во втором высказывании говорится, что если нет соединения, а просишь, если не установил связей, не установил отношений, то народ не будет давать. Указывается на смысловую связь понятий "брать и давать".
    
    В этих высказываниях значение Перемен как способности меняться с лёгкостью противопоставляется страху. Когда есть прямота, тогда это определяется словом "и" - "лёгкий", "изменчивый", а когда есть искривления, то это определяется словом "страх". Поэтому знак НЕБО соотносится с лёгкостью, изменчивостью, потому что он обладает прямотой.
    
    Привязанные слова.
    
    Перемены проявляют уходящее. С помощью Перемен всматриваются в приходящее. Через непроявленное и проявленное проглядывает невидимое. Происходит раскрытие, и соответствующим именем различают вещи, правильными словами выносят суждение, и это есть полное выражение смысла.
    
    У Дэн объясняет: "Проявляется уходящее" означает, что накапливается уходящее. Имеется в виду, что постигается Путь Небес, и проявляются законы что уже прошло. "Вглядывание в приходящее" указывает на знание приходящего. Вглядываешься, изучаешь, каковы побуждения народа, каковы причины его действий, и вглядываешься в дела ещё не происшедшие. "Мельчайшее и проявленное", "непроявленное и проявленное" - это действия качества Духа, которое указывает на проявленность в человеческих делах. Корень его находится на Небесном Пути, и он состоит в мельчайших частицах того, что потом проявляется. "Показ сокрытого, тёмного" - это проявление Пути, то есть указывается, что сокрытая сторона Небесного Пути действует в человеческих делах и через это она показывается.
    
    Пояснение Бронислава:
    Дух обычно обозначает то, что действует вовне, но способно и сообщаться с внутренним, а сила Духа указывает на проявление духа вернее на возможность способность и силу его проявления изнутри вовне. Это может истощаться.
    
    Привязанные слова.
    
    Развитие Перемен, произошло ли оно в древности? И тот, кто сделал Перемены, страдал ли и он и тревожился?
    
    "Исходный смысл":В конце династии Ся и Шан Путь Перемен был сокрытым, мельчайшим, тончайшим. Вэнь Ван был заточён в тюрьму в Ю Ли и привязал слова "Объяснения устройства знаков". Так Путь Перемен опять развился, опять обрёл силу.
    
    Кун Инь Да объясняет: Образы знаков уровней Перемен появились во времена высокой древности, во времена Фу Си. Однако в это время ценилась выражение вещественной простоты законов. Люди непосредственно видели эти образы, поэтому могли распространять учение. Во времена средней древности дела постепенно становились всё более поверхностными, и если не брали образы, не могли уже учить, поэтому слова к уровням и знакам возникли во времена средней древности. Это и называется Чжоу И - Чжоусские Перемены. Когда человек тревожится и огорчается об отклонении от Пути, он должен передать законы потомкам в последующие времена, чтобы предотвратить дела, по поводу которых он тревожится и огорчается.
    
    У Дэн объясняет: В Переменах правителя Фу Си были только черты, и всё. И хотя у трёхуровневых знаков были имена, но шестиуровневые знаки ещё не имели имён. Вэнь Ван начал называть знаки из шести черт, стал давать им названия, и связал, привязал с помощью слов эти названия. Ко времени Вэнь Вана Путь Перемен мельчайший и непроявленный, стал совсем сокрыт, непонятен и неясен. Пришло время, и опять его возродили. Имена знаков и слова не существовали до того, как Вэнь Ван их привязал, потому что не говорилось об описаниях, а говорилось о действиях. Поэтому не говорится, что описывают, а говорится, что делают. Когда Вэнь Ван делал Перемены в Ю Ли, он печалился и тревожился о последующих временах.
    
    Пояснение Бронислава:
    
    Вэнь Ван первым назвал, дал имена знакам, связал знаки со словами. То есть, сначала были просто начертаны уровни. Он же дал им имена и показал, как можно имя связать со знаком, как с помощью слов ловится образ.
    
    Вэнь Ван понял, что такое Перемены, и понял, что на следующем этапе никто уже не поймёт сути дела. Сейчас тоже такое время, когда Путь Перемен сокрыт и непонятен. Возможно, когда то у людей, в крестьянстве, была простая мудрость и не нужны были сложные слова и понятия для объяснений. Люди проще, правильнее, точнее и вернее жили, а не выживали. А потом эти люди по каким-то причинам были уничтожены, потерялись традиции. Когда возвращаешься к Переменам на протяжении жизни, начинаешь видеть Перемены в мире. И они начинают проявляться. И я говорю о том, что Перемены это законы сознания.
    
    Переводы древних китайских трактатов об управлении
 

Каждый осознанный выдох - в копилку жизни

05 Октября 2011


    Материал из четвертого номера журнала "Цигун".
    
    Цигун до последнего вздоха. Вернее сказать, последним должен быть выдох, с которым можно справиться, а можно и не справиться. Выдох последний должен быть осознанным, и прийти в такое состояние к концу своего жизненного пути совсем не просто. Это требует постоянных усилий, которые по пути складываются в сумму осознанности.
    
    С этой точки зрения цигун является и средством и целью, к которой стремится человек, идущий по Пути. Одна из основных целей цигуна - достижение состояния правильного дыхания. Это подразумевает вообще чистоту состояний сознания, в которых ты пребываешь в разные времена своей жизни. Другими словами, состояние сознания - это состояние духа, качество духа и сила духа.
    
    Если идёшь по Пути цигуна, как уже не раз мной говорилось, ты учишься ощущать своё дыхание таким образом, чтобы сделать ощущения максимально чистыми и приближающимися по своему качеству к дыханию. Направляя усилие на утончение ощущений в теле, ты понимаешь, что тело дышит в каждой точке своего пространства, то есть любое возникающее в тебе ощущение - это всегда движение дыхания.
    
    Когда ты научаешься правильно дышать в теле, это значит, что начал дышать твой дух, ибо каждый раз на вдохе ты проводишь вещество ощущения из тела в область сознания духа, а на выдохе из области духа спускаешься опять в тело.
    
    Каждая единица, каждый круг дыхания представляет собой очень уменьшенную, но совершенно точную копию круга жизни, и всё дело здесь в качестве осознания, то есть в твоём умении правильно дышать в ощущениях, переживаниях и образах. Когда ты научаешься правильно переживать образы дыхания, ты понимаешь, что конечная и крайняя точка твоего выдоха подводит тебя к границе вообще возможной продолжительности твоей жизни.
    
    То есть правильное дыхание является основной опорой в достижении долголетия.
    
    Я недавно понял, что если есть в этой жизни наказания и поощрения за правильное или неправильное её проживание, то конечно же наказывают тем, что отнимают самые большие ценности, а поощряют, добавляя этих ценностей тебе в запас.
    
    Что же является самой большой ценностью в человеческой жизни? Я определяю для себя эту ценность как время качественно проживаемой жизни. То есть, когда ты себя ведёшь правильно, делаешь все необходимые усилия, которые требуется делать на Пути, ты добавляешь себе в копилку будущих качественных лет жизни, и, наоборот, разного рода грехи и ошибки уменьшают качественное время твоей жизни. Будешь в этом случае жить меньше и хуже.
    
    Так что давайте правильно и осознанно дышать, чтобы жить дольше и качественнее, чтобы род наш продолжался во времени, чтобы младшие почитали старших, а старшие любили бы младших. Это так просто и естественно жить по обычным несложным законам, где счастье это счастье, а горе это горе и каждому не просто понятно, что и когда нужно переживать, а он просто это переживает, не задавая вопросов.
    
    Долгая и качественная жизнь - вот самая большая ценность, к которой нужно стремиться и которую нужно беречь и накапливать не только в себе самом, но и в других, в старших и в младших.
    
    Об этом и пойдёт речь в этом номере.
    
    С почтением всем желаю качественного долголетия в ясности ума и здравии тела.
    Бронислав Виногродский

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


В древности иероглифы предназначались для общения с Божествами и духами. Любой иероглиф передаёт состояние. Этот - счастье.