cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


9 шагов совершенствования силы Духа

04 Ноября 2011


    Переводы древних китайских трактатов об управлении
    
    Выдержки из нового перевода Бронислава Виногродского Книги Перемен с толкованиями, собранными Ли Гуань Ди.
    
    Конфуций. Толкование Книги Перемен. "Привязанные слова":
    
    Знак ПОВЕДЕНИЕ используется для того, чтобы двигаться, осуществлять действия в ладу. Знак СКРОМНОСТЬ используется для того, чтобы устраивать обряды. Знак ВОЗВРАТ используется для того, чтобы познавать себя. Знак ПОСТОЯНСТВО используется для того, чтобы достигать единства в силе Духа. Знак УБАВЛЕНИЕ используется для того, чтобы удаляться от вреда. Знак ПРИБАВЛЕНИЕ используется для того, чтобы продвигать Пользу, взращивать выгоду. Знак ОТКЛЮЧЕНИЕ используется для того, чтобы уменьшать обиды и претензии. Знак КОЛОДЕЦ используется для того, чтобы различать смыслы. Мягкое ПРОНИКНОВЕНИЕ используется для того, чтобы осуществлять власть.
    
    Лу Цзю Юань толкует: "Знак ПОВЕДЕНИЕ это то, что с помощью чего достигается лад в движениях". Если в движениях нет лада, это связано с тем, что они не проистекают из обряда. Если способен исходить из обряда, тогда будет лад. Знак СКРОМНОСТЬ описывает устройство обряда. Если сам себя возвеличиваешь, то тем самым не способен исходить из обряда, а если принижаешь, то сам собою управляешь и тогда способен сам себя ограничивать и действовать с помощью обряда.
    
    "ВОЗВРАТ это то, с помощью чего себя узнаешь". Когда сам себя преодолеваешь, значит, способен возвращаться к добру, восстанавливать добро. И нет тогда зависимости от других людей.
    
    "ПОСТОЯНСТВО это то, с помощью чего достигаешь единства в силе Духа". Если нет ПОСТОЯНСТВА, тогда есть и разнородное множество. А если есть ПОСТОЯНСТВО, тогда заканчиваешь в едином, и начинаешь, тоже возвращаясь к единому. Следовательно, в течение времени с каждым днем обновляешься.
    
    "УБАВЛЕНИЕ это то, с помощью чего убавляешь от себе вред". Вред - это гнев и желания, которые приносят ущерб силе Духа. УБАВЛЕНИЕ приводит к тому, что убавляешь от того, что вредит силе Духа. И если способен убавлять то, что вредит твоей силе Духа, то тем самым вред для твоего тела и личности может быть отдален от тебя. Так движешься по Пути этого отдаления. Это в особенности касается благородного государя, который обязательно действует таким образом.
    
    "ПРИБАВЛЕНИЕ это то, что развивает, поднимает Пользу, выгоду". Если есть Польза прибавления от себя, то это и есть выгода, Польза. И в Поднебесной среди того, что тебе приносит Пользу, нет ничего более важного, чем добро. И благородный государь, взирая на образы Перемен, меняется и движется в сторону добра. Поэтому и говорится, что продвигает Пользу. И если способен двигаться, меняясь в сторону добра, то таким образом возникает Польза, которая несет радость богатства. Таков этот закон. Также закономерно и то, что по отношению к благородному государю не применяется убавление. Об этом можно и не говорить.
    
    "ОТКЛЮЧЕНИЕ это то, с помощью чего ты убавляешь количество обид". Благородный государь во времена истощения и опасности продвигает себя в сторону своей судьбы. Если следовать своей воле, то откуда будут обиды? И если развить, постичь смысл знака ОТКЛЮЧЕНИЕ, то не обязательно, что истощение сил, опасность, вред и затруднения достигнут тебя. Когда на Пути возникают обстоятельства в которых невозможно продвигаться это всегда указывает на знак ОТКЛЮЧЕНИЕ. И в таких обстоятельствах благородный государь обращает взор на самого себя, возвращается к самому себе. И никогда не сетует, не обижается.
    
    "КОЛОДЕЦ это то, с помощью чего различают смыслы". Смысл благородного государя состоит в том, чтобы уравновешивать вещи. И КОЛОДЕЦ, который питает людей, позволяет прояснять смыслы для государя.
    
    "ПРОНИКНОВЕНИЕ это то, чем осуществляется власть". Плавное ПРОНИКНОВЕНИЕ и Послушность закону это то же самое, что и власть над вещами. Если ты следуешь легкому и тяжелому, находясь в созвучии с ними, тогда движение и покой тоже уравновешиваются и сменяют друг друга как положено. И в таком состоянии никогда не обуславливаешь определённой решительностью своего противоречия закономерностям.
    
    Порядок этих девяти знаков определяет основы того, как благородный государь совершенствует себя. Из этого ряда нельзя убрать ни одного знака.

перевод Бронислава Виногродского
 

Государь и народ. Установление отношений. Мельчайшее в делах

18 Октября 2011


    Выдержки из нового перевода Бронислава Виногродского Книги Перемен с толкованиями Ли Гуань Ди.
    
    Привязанные слова:
    
    Учитель (Конфуций) говорит: Благородный государь успокаивает своё тело, а потом совершает движение. Сначала достигает Перемен, лёгкости в своём уме, а потом говорит. Определяет свои отношения, а потом просит. Благородный государь совершенствует себя в этих трёх областях и поэтому сохраняет целостность. Если из опасности совершаешь движения, тогда народ не будет с тобой поддерживать общение. Если из страха произносишь речи, тогда народ не будет в созвучии с тобой. Если не создаёшь отношений, а просишь, тогда народ тебе не даст. Если никто с тобой не связывается в отношениях, это и приводит к самому большому вреду. В Переменах говорится: "Ниоткуда не будут прибавлять, давать прибыль, могут и ударить. В установлении сердца нет постоянства, несчастье".
    
    "Исходный смысл":: Здесь объясняется значение уровня Верхней Девятки знака ПРИБАВЛЕНИЕ, 42.
    
    Сян Ань Ши объясняет: "Если с ощущением опасности приводишь в движение, тогда народ не будет общаться с тобой, сохранять связь с тобой". Должны быть правильные связи в сообщении. Высказывание "Если нет отношений, а просишь, тогда народ тебе не даёт" указывает на связь, отношения, совместность, в которых возможно давать и брать.
    
    Ли Гуань Ди объясняет: В двух высказываниях выделяются разные грани понятия совместность, единение, единство. В первом случае говорится, что если благородный государь начинает движение прямо из состояния опасности, то у него не будет поддержки, отклика народа, не будет единства. Благородный государь сначала успокаивает себя, а потом совершает движения. Поэтому если возникает состояние опасности, нужно успокоиться, и только после этого совершать движения. В толковании Сян Ань Ши указывается на это единство. Два иероглифа "дан юй" - "быть в единстве" - определяют значение данного знака. Во втором высказывании говорится, что если нет соединения, а просишь, если не установил связей, не установил отношений, то народ не будет давать. Указывается на смысловую связь понятий "брать и давать".
    
    В этих высказываниях значение Перемен как способности меняться с лёгкостью противопоставляется страху. Когда есть прямота, тогда это определяется словом "и" - "лёгкий", "изменчивый", а когда есть искривления, то это определяется словом "страх". Поэтому знак НЕБО соотносится с лёгкостью, изменчивостью, потому что он обладает прямотой.
    
    Привязанные слова.
    
    Перемены проявляют уходящее. С помощью Перемен всматриваются в приходящее. Через непроявленное и проявленное проглядывает невидимое. Происходит раскрытие, и соответствующим именем различают вещи, правильными словами выносят суждение, и это есть полное выражение смысла.
    
    У Дэн объясняет: "Проявляется уходящее" означает, что накапливается уходящее. Имеется в виду, что постигается Путь Небес, и проявляются законы что уже прошло. "Вглядывание в приходящее" указывает на знание приходящего. Вглядываешься, изучаешь, каковы побуждения народа, каковы причины его действий, и вглядываешься в дела ещё не происшедшие. "Мельчайшее и проявленное", "непроявленное и проявленное" - это действия качества Духа, которое указывает на проявленность в человеческих делах. Корень его находится на Небесном Пути, и он состоит в мельчайших частицах того, что потом проявляется. "Показ сокрытого, тёмного" - это проявление Пути, то есть указывается, что сокрытая сторона Небесного Пути действует в человеческих делах и через это она показывается.
    
    Пояснение Бронислава:
    Дух обычно обозначает то, что действует вовне, но способно и сообщаться с внутренним, а сила Духа указывает на проявление духа вернее на возможность способность и силу его проявления изнутри вовне. Это может истощаться.
    
    Привязанные слова.
    
    Развитие Перемен, произошло ли оно в древности? И тот, кто сделал Перемены, страдал ли и он и тревожился?
    
    "Исходный смысл":В конце династии Ся и Шан Путь Перемен был сокрытым, мельчайшим, тончайшим. Вэнь Ван был заточён в тюрьму в Ю Ли и привязал слова "Объяснения устройства знаков". Так Путь Перемен опять развился, опять обрёл силу.
    
    Кун Инь Да объясняет: Образы знаков уровней Перемен появились во времена высокой древности, во времена Фу Си. Однако в это время ценилась выражение вещественной простоты законов. Люди непосредственно видели эти образы, поэтому могли распространять учение. Во времена средней древности дела постепенно становились всё более поверхностными, и если не брали образы, не могли уже учить, поэтому слова к уровням и знакам возникли во времена средней древности. Это и называется Чжоу И - Чжоусские Перемены. Когда человек тревожится и огорчается об отклонении от Пути, он должен передать законы потомкам в последующие времена, чтобы предотвратить дела, по поводу которых он тревожится и огорчается.
    
    У Дэн объясняет: В Переменах правителя Фу Си были только черты, и всё. И хотя у трёхуровневых знаков были имена, но шестиуровневые знаки ещё не имели имён. Вэнь Ван начал называть знаки из шести черт, стал давать им названия, и связал, привязал с помощью слов эти названия. Ко времени Вэнь Вана Путь Перемен мельчайший и непроявленный, стал совсем сокрыт, непонятен и неясен. Пришло время, и опять его возродили. Имена знаков и слова не существовали до того, как Вэнь Ван их привязал, потому что не говорилось об описаниях, а говорилось о действиях. Поэтому не говорится, что описывают, а говорится, что делают. Когда Вэнь Ван делал Перемены в Ю Ли, он печалился и тревожился о последующих временах.
    
    Пояснение Бронислава:
    
    Вэнь Ван первым назвал, дал имена знакам, связал знаки со словами. То есть, сначала были просто начертаны уровни. Он же дал им имена и показал, как можно имя связать со знаком, как с помощью слов ловится образ.
    
    Вэнь Ван понял, что такое Перемены, и понял, что на следующем этапе никто уже не поймёт сути дела. Сейчас тоже такое время, когда Путь Перемен сокрыт и непонятен. Возможно, когда то у людей, в крестьянстве, была простая мудрость и не нужны были сложные слова и понятия для объяснений. Люди проще, правильнее, точнее и вернее жили, а не выживали. А потом эти люди по каким-то причинам были уничтожены, потерялись традиции. Когда возвращаешься к Переменам на протяжении жизни, начинаешь видеть Перемены в мире. И они начинают проявляться. И я говорю о том, что Перемены это законы сознания.
    
    Переводы древних китайских трактатов об управлении

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Игру окружные шашки придумали в Китае около 4 тыс. лет назад для развития мышления и добродетельных качеств правителя.