cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Мудрости на Пути Правителя

19 Декабря 2011


    Возврат. 24 знак Книги Перемен.
    
    Ян - это Путь государя. Ян убавляется до предела и возвращается обратно. Таким образом, Путь государя убывает до предела и снова растет. Поэтому знак означает возвращение к добру.
    
    Путь государя, таким образом, восстанавливается с помощью Воплощения и проходимости, изливаясь на Поднебесную. Это означает, что в ВОЗВРАТЕ обязательно есть закономерность Воплощения полноты. Выражение "в выходе и входе - отсутствие недугов" указывает на то, что вход и выход - это порождение. Рост и повторное рождение внутри - это вход, а рост и продвижение вовне - это выход.
    Так нарушение, неудобство проявляется в государе, когда он не способен выполнить свои обязанности во всей полноте. Когда ян встает на Путь ВОЗВРАТА, необходимо, чтобы это происходило быстро, несмотря на помехи и препятствия. Качество знака таково, что в нем есть значение отсутствия недуга, что говорит о владении Путем ВОЗВРАТА.
    
    Ведь если есть Путь государя, когда от убывания приходишь к ВОЗВРАТУ, то разве сможешь сразу справиться с маленькими людьми? Необходимо ждать, когда во множестве прибудут твои друзья, тогда справишься с нападениями инь, вернешься обратно на свой Путь, и все произойдет в правильном порядке. Согласно этому порядку инь начнет восстанавливаться на седьмой месяц (или день). О восстановлении инь говорит знак НАВСТРЕЧУ, когда ян начинает убывать, а инь прибывать. Семерка - это количество изменений, после которых начинается ВОЗВРАТ. Поэтому и говорится "семь дней", это означает, что будет семь изменений.
    Ян продвигается - инь отступает. Путь государя растет, а на Пути маленького человека происходит убавление. Поэтому есть Польза в том, куда отправиться, т.е. добиваться поставленной цели.
    
    Шао Юн говорит: "Знак ВОЗВРАТ следует за знаком ОБДИРАНИЕ. Это подобно порядку, который рождается из смуты. Знак ПРОРЫВ следует за знаком НАВСТРЕЧУ. Это так же объясняет, как смута рождается из порядка. О, время! О, время! Не бывает, чтобы было разрушение и не было восстановления. Не бывает, чтобы был прорыв и не было столкновения".
    
    В Поднебесной человек не может осуществлять дела в одиночку. Государь, действуя в Поднебесной, обязательно должен управлять, объединив состояние Духа со своими единомышленниками. Поэтому в ВОЗВРАТЕ дважды говорится о том, что друзья приходят.
    
    Благородный государь, наблюдая за движениями Небес, понимает принцип своевременности.
    
    1-9
    Но сожаления не придут только в том случае, если ты недалеко ушел, тогда сможешь быстро вернуться. Большое добро дает счастье, большое добро соответствует Замыслу.
    Янь-цзы не совершал ошибок в явленном мире, поэтому Конфуций говорил, что он почти приближается к тонкости, когда ничто не приводит к сожалениям. Если ошибки исправляются на том этапе, когда еще нет их воплощения в явленном облике, откуда могут быть сожаления? Если ты все еще делаешь усилия, чтобы сохранить равновесие, если ты все еще стремишься не нарушать закона, то в этом уже есть ошибка. Однако, при наличии у тебя ясности и твердости, стремление исправить зло, отклонение от Пути добра, не приводит к сожалению. В этом смысл слов "не издалека ВОЗВРАТ".
    
    2-6
    Поэтому Двойка способна идти вниз и проявлять человечность - это есть красота (или отдых) ВОЗВРАТА. ВОЗВРАТ означает ВОЗВРАТ к обряду. А если возвращаешься к обряду, тогда становишься человечным. Человечность дает возможность отдохнуть, поэтому говорится о ВОЗВРАТЕ к отдыху, ведущему к счастью.
    
    3-6
    Этот уровень говорит, что мудрый человек движется по Пути изменения к добру, и в его ВОЗВРАТЕ есть угроза от того, что делаются многократные ошибки. И все же "в угрозе - отсутствие неприятностей". Нельзя постоянно ошибаться, поэтому делается предостережение тому, кто стоит на Пути ВОЗВРАТА. Чрезмерность и ошибки происходят из-за потери Пути, а не из-за ВОЗВРАТА на Путь.
    
    Только государь способен долго пребывать на своем Пути. Солнце и луна приходят и возвращаются на свой Путь. Таков был мудрец Цзы Ся: выходил на улицу и радовался красоте цветов, слышал о Пути Конфуция и радовался снова, возвращался к правителю и старался правильно служить, поэтому владел временем.
    
    4-6
    Благородный человек работает над своим осознанием, совестью, не задумываясь о выгоде. Он достигает ясности на своем Пути, не рассчитывая на вознаграждение.
    
    5-6
    Когда ты далеко и нет созвучия, тогда возвращаться трудно. Шестерка пятая называется "щедрость ВОЗВРАТА", потому что она на Пути ВОЗВРАТА должна рассчитывать только на себя, для этого она должна быть предельно плотной. С начальной Девяткой нет созвучия, поэтому изначально должна иметь сожаления. Но она сама себе обеспечивает ВОЗВРАТ, поэтому говорится: "Отсутствие сожалений"
    Выражение "не издалека ВОЗВРАТ" говорит о том, что есть зачаток добра в сердце. Через большую толщу инь ВОЗВРАТ говорит о силе и крепости добрых движений. Поэтому начальная Девятка не доходит до сожаления, а в щедрости ВОЗВРАТА, следовательно, должно быть отсутствие сожалений. Если возвращаешься не издалека, это есть действие вхождения в силу Духа. Если же возвращаешься через толщу препятствий, то это действие полноты силы Духа.
    
    6-6
    На Пути блужданий - не возвращаешься, не делаешь усилий, а лишь допускаешь их вероятность. В таких обстоятельствах применение движения войска приведет к тому, что в конце будет большое поражение. Если так создавать страну, то государя ожидает несчастье. Десять лет - это конец чисел, т.е. полнота временного кругооборота. Это говорит о том, что до конца не сможешь действовать и продвинуться вперед.
    Сердце - это небесный государь. На этом уровне говорится о том, что теряешь свое сердце-сознание, блуждаешь в осознании.
    "Продвижение войска дальше" - это образы того, что целостность сердца государя не способна побудить множество людей прийти в движение. Все это приведет к тому, что будет утрачен Небесный государь.
    
 

9 шагов совершенствования силы Духа

04 Ноября 2011


    Переводы древних китайских трактатов об управлении
    
    Выдержки из нового перевода Бронислава Виногродского Книги Перемен с толкованиями, собранными Ли Гуань Ди.
    
    Конфуций. Толкование Книги Перемен. "Привязанные слова":
    
    Знак ПОВЕДЕНИЕ используется для того, чтобы двигаться, осуществлять действия в ладу. Знак СКРОМНОСТЬ используется для того, чтобы устраивать обряды. Знак ВОЗВРАТ используется для того, чтобы познавать себя. Знак ПОСТОЯНСТВО используется для того, чтобы достигать единства в силе Духа. Знак УБАВЛЕНИЕ используется для того, чтобы удаляться от вреда. Знак ПРИБАВЛЕНИЕ используется для того, чтобы продвигать Пользу, взращивать выгоду. Знак ОТКЛЮЧЕНИЕ используется для того, чтобы уменьшать обиды и претензии. Знак КОЛОДЕЦ используется для того, чтобы различать смыслы. Мягкое ПРОНИКНОВЕНИЕ используется для того, чтобы осуществлять власть.
    
    Лу Цзю Юань толкует: "Знак ПОВЕДЕНИЕ это то, что с помощью чего достигается лад в движениях". Если в движениях нет лада, это связано с тем, что они не проистекают из обряда. Если способен исходить из обряда, тогда будет лад. Знак СКРОМНОСТЬ описывает устройство обряда. Если сам себя возвеличиваешь, то тем самым не способен исходить из обряда, а если принижаешь, то сам собою управляешь и тогда способен сам себя ограничивать и действовать с помощью обряда.
    
    "ВОЗВРАТ это то, с помощью чего себя узнаешь". Когда сам себя преодолеваешь, значит, способен возвращаться к добру, восстанавливать добро. И нет тогда зависимости от других людей.
    
    "ПОСТОЯНСТВО это то, с помощью чего достигаешь единства в силе Духа". Если нет ПОСТОЯНСТВА, тогда есть и разнородное множество. А если есть ПОСТОЯНСТВО, тогда заканчиваешь в едином, и начинаешь, тоже возвращаясь к единому. Следовательно, в течение времени с каждым днем обновляешься.
    
    "УБАВЛЕНИЕ это то, с помощью чего убавляешь от себе вред". Вред - это гнев и желания, которые приносят ущерб силе Духа. УБАВЛЕНИЕ приводит к тому, что убавляешь от того, что вредит силе Духа. И если способен убавлять то, что вредит твоей силе Духа, то тем самым вред для твоего тела и личности может быть отдален от тебя. Так движешься по Пути этого отдаления. Это в особенности касается благородного государя, который обязательно действует таким образом.
    
    "ПРИБАВЛЕНИЕ это то, что развивает, поднимает Пользу, выгоду". Если есть Польза прибавления от себя, то это и есть выгода, Польза. И в Поднебесной среди того, что тебе приносит Пользу, нет ничего более важного, чем добро. И благородный государь, взирая на образы Перемен, меняется и движется в сторону добра. Поэтому и говорится, что продвигает Пользу. И если способен двигаться, меняясь в сторону добра, то таким образом возникает Польза, которая несет радость богатства. Таков этот закон. Также закономерно и то, что по отношению к благородному государю не применяется убавление. Об этом можно и не говорить.
    
    "ОТКЛЮЧЕНИЕ это то, с помощью чего ты убавляешь количество обид". Благородный государь во времена истощения и опасности продвигает себя в сторону своей судьбы. Если следовать своей воле, то откуда будут обиды? И если развить, постичь смысл знака ОТКЛЮЧЕНИЕ, то не обязательно, что истощение сил, опасность, вред и затруднения достигнут тебя. Когда на Пути возникают обстоятельства в которых невозможно продвигаться это всегда указывает на знак ОТКЛЮЧЕНИЕ. И в таких обстоятельствах благородный государь обращает взор на самого себя, возвращается к самому себе. И никогда не сетует, не обижается.
    
    "КОЛОДЕЦ это то, с помощью чего различают смыслы". Смысл благородного государя состоит в том, чтобы уравновешивать вещи. И КОЛОДЕЦ, который питает людей, позволяет прояснять смыслы для государя.
    
    "ПРОНИКНОВЕНИЕ это то, чем осуществляется власть". Плавное ПРОНИКНОВЕНИЕ и Послушность закону это то же самое, что и власть над вещами. Если ты следуешь легкому и тяжелому, находясь в созвучии с ними, тогда движение и покой тоже уравновешиваются и сменяют друг друга как положено. И в таком состоянии никогда не обуславливаешь определённой решительностью своего противоречия закономерностям.
    
    Порядок этих девяти знаков определяет основы того, как благородный государь совершенствует себя. Из этого ряда нельзя убрать ни одного знака.

перевод Бронислава Виногродского

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


В древности иероглифы предназначались для общения с Божествами и духами. Любой иероглиф передаёт состояние. Этот - счастье.