cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Территориальная целостность страны

28 Июня 2016


    Предлагаем вашему вниманию статьи, опубликованные в журнале "Экономические стратегии", 28.12.2009, 17.02.2010.

    Территориальная целостность страны, сила духа русского народа и его история с точки зрения традиционных китайских геополитических подходов.

    В последнее время очень часто сталкиваюсь с вопросом: захватят ли китайцы наш Дальний Восток?

    Давайте предположим, что русские люди думают по-китайски, т.е. могут использовать китайские подходы и способы осмысления проблем управления территориями и духом народа в прошлом и в долгосрочной перспективе.

    Понятно, что страна в настоящее время находится отнюдь не в лучшем состоянии и сталкивается с рядом угроз, в первую очередь внутренних, т.е. народ и Правительство вошли в такие противоречивые вялотекущие отношения, что, с одной стороны, всех все устраивает, а с другой - никого ничего не устраивает. Парадокс какой-то получается.

    Проведем эксперимент. Предположим, что в совершенстве знающий русский язык китайский мыслитель, используя традиционный понятийный аппарат и систему ценностей, нравственных категорий и этических принципов, задумался о проблемах современной России. Что он будет делать для осмысления, какие предложил бы пути решения, которые не приходят на ум внутри системы?

    Для китайского мыслителя в первую очередь важна система непротиворечивых образов и понятий. Мы сталкиваемся с тем, что в нашей стране у людей нет общих образов и, следовательно, не может быть общей истории. Граждане страны знают, что в недалеком прошлом (еще живы участники некоторых событий и их дети) была война, коллективизация, индустриализация, проводилась определенная национальная и социальная политика, т.е. имело место множество событий и фактов истории. А истории нет. Почему?

    Потому что нет, да и не может быть достоверных оценок перечисленных выше событий и фактов, т.к отсутствуют общепринятые основания для правильного (общепринятого) оценивания произошедшего и происходящего.

    Получается, что нет общих ценностей, которые связаны с общим пониманием и переживанием образов истории. А без этого невозможно добиться появления связности, понятности, непротиворечивости в толковании длительности существования и развития общности своего народа.

    Потому сначала поговорим о том, как нужно было бы писать историю, чтобы она стала не поводом для ожесточенных споров, а способом объединения сознания в области правильного понимания ценностей. Ведь правильное понимание ценностей позволяет правильно толковать происходящие события. А неправильно написанная, созданная как система описания история не может правильно восприниматься. В этом случае и возникает ощущение потери корней, ибо у народа отсутствует правильная, т.е. общепризнанная история. А то, что предлагается из общего пространства в качестве истории, конечно же, таковой не является, потому что большинство людей, живущих в этой стране, в нее не верят.

    Так что сделаем печальное и одновременно оптимистическое заключение: сейчас истории в стране, а следовательно, и у страны нет. Печальное оно потому, что это приводит к полной неразберихе в наших головах и вытекающей из нее неспособности построить порядок, т.е. справиться с разрухой в пространствах обитания как материального, так и понятийно-концептуального.

    Оптимистичное оно потому, что, обозначив отсутствие объекта сознания, приходишь к необходимости таковой создать. Ибо история существует в сознании людей. Сейчас истории в стране нет. Множество малопонятных для народа, противоречивых действий, совершаемых правителями, направленных на исправление ошибок, совершенных предыдущими правителями, нет оснований опрометчиво называть историей, если под историей мы понимаем способ организации понятийно-событийного материала в сознании людей. А т.к. я пишу этот текст с точки зрения традиционного китайского мыслителя, то именно это я и имею в виду...

    читать дальше
 

Правила игры Бронислава Виногродского

02 Февраля 2016


    Журнал "Семейное образование". Ноябрь, 2015 год. Беседовала Кристина Сандалова.
    
    Справка
    Бронислав Виногродский - востоковед, писатель, общественный деятель, радио ведущий, переводчик основополагающих китайских текстов, среди которых более 40 древних трактатов, в том числе "Книга Перемен", "Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы", "Лунь Юй" Конфуция, "Трактат Жёлтого императора о внутреннем", а также материалы по прогнозированию, календарю, фэншуй, военному искусству, искусству управления, даосским техникам оздоровления. Является советником руководителей нескольких крупных корпораций, возглавляет российскую часть Экспертного совета российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. В 2008 году начал проект "Игра Книги Перемен", направленный на непосредственное влияние на способы формирования идей и умонастроений в российском обществе. Владеет несколькими языками, в том числе древнекитайским. Основатель первого "Клуба чайной культуры" в саду Эрмитаж и автор концепции чайных клубов, знакомящих с китайской чайной традицией. Благодаря Брониславу чайные клубы стали в России и странах Ближнего Зарубежья своеобразными культурными центрами, объединяющими любителей и знатоков китайской культуры.
    О том, что дети известного востоковеда, писателя, ведущего радио программы "Уроки китайского" и переводчика древних китайских трактатов Бронислава Виногродского обучаются на дому, мы узнали случайно. Но тут же решили взять интервью, хотя это оказалось не так-то просто: Бронислав постоянно путешествует, даёт мастер-классы и читает лекции. Большое место в его жизни также занимают семья и дети. И всё-таки нам удалось побеседовать и выяснить, почему важно изучение древних языков и чему стоит поучиться у китайских семей.
    - Бронислав, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к идее семейного обучения?
    - У меня 10 детей, старшие закончили обычную среднюю школу, а четверо - на домашнем воспитании, и двое сыновей 11 и 8 лет - на семейном обучении. Я многие вещи делаю по наитию: в данном случае нам просто было удобно оставить детей дома и самостоятельно заниматься их обучением. По моему мнению, школа не даёт главного. Того, что я хотел бы привить детям. Я говорю даже не об уровне образования, а о мнениях, точках опоры, которые сильно отличаются от установок нашей семьи. При этом я считаю, что спорить с миром бессмысленно, но важно научить ребёнка следовать ценностям семьи и ставить их в приоритет. У меня своя мировоззренческая система, и я хотел бы передать собственные наработки и знания детям. Мне в прямом и переносном смысле нужны наследники.
    - Насколько знаю, в Китае было понятие "родовой системы", семейного дела. Вы это имеете в виду?
    Да, я уверен, что семейное дело - чрезвычайно важная вещь. Мнение западных, так называемых "демократических" стран о том, что дети сами могут выбирать собственный жизненный путь - совершенно безответственно. Я имею в виду не выбор профессии, а поиск духовного пути. Стать юристом или врачом - не семейное дело, хотя в редких случаях это и может стать таковым. Впрочем, я всё же говорю о некоем наборе знаний, о воспроизведении родовой силы, которая с моей точки зрения объективно существует. Так вот, современное убеждение, что подросшие дети сами способны сориентироваться, в какую сторону идти, основаны на навязанной системе представлений об этом мире, который, по сути, не освоен и не исследован. Общество утратило понимание, как отстраивать родовую систему ценностей. Я сейчас говорю не о религиозном укладе или каком-то строе, а о способе передачи родовых знаний - той информации о мире, ценностях, нравственности, духовности, которые передаются из поколения в поколение. А социум сейчас агрессивно навязывает новые стандарты жизни, питания, проведения досуга. И часто навязывает это через образование, хотя настоящее образование подразумевает массу других тонких вещей.
    - Каких, например? И чему вы учите детей на семейном обучении?
    Для меня главное научить детей учиться и создать систему представлений о том, как они устроены. Конечно, мы занимаемся с ними и обычными задачками по математике, русским, биологией и другими предметами, поскольку ребята сдают тесты, проходят аттестацию в школе. Однако я не считаю эти знания такими уж важными. По крайней мере для повышения качества жизни эти вещи - не главные. Большинство знаний, которые предлагает классическое образование, нужны, чтобы в конечном счёте обрести профессиональные навыки, наиболее востребованные в социуме для выживания. А мне не нужно, чтобы дети выживали. Я хочу, чтобы они жили полноценной жизнью.
    - Как это - научить ребёнка учиться?
    Очень просто. Когда сын изучает историю, например, или решает задачи, я объясняю, что цель состоит не в том, чтобы найти решение, а в том, чтобы сделать усилие, поскольку прилагаемые усилия развивают интеллект. Решение уравнения - не самоцель. Важнее - чтобы ребёнок понимал, зачем он совершает то или иное действие, и учился извлекать важные знания о себе и мире, постоянно развивался. По моему мнению, суть образования заключается в том, чтобы развить сознание человека и привить ему определенные установки и ценности, которыми он будет руководствоваться в зависимости от возникших внешних обстоятельств, слушать внутренний голос и находить дорогу в этой жизни.
    - Китай - традиционная страна, где до сих пор сохранилось серьёзное отношение к семье, семейному укладу. Как сильно этот уклад, на ваш взгляд, отличается от современной России?
    Согласно китайской концепции, целостная семейная этноконструкция должна включать в себя шесть элементов: предания (современная история - это усеченный вариант преданий), обычаи, обряды, праздники, хозяйство и семью. Получается, что семья должна находиться в этих шести оболочках. А если их нет или они рваные, фрагментарные, как это часто бывает в сегодняшних семьях, крайне трудно воспитать цельную личность. Мир, в котором я рос, был уродлив, поскольку корни оказались обрублены, и нельзя сказать, что после развала советской системы что-то сильно изменилось. Внешне, безусловно, изменилось многое, но не сущностные вопросы.
    - Вы привносите в семью какие-то семейные китайские традиции или методы воспитания?
    Если что-то и привношу, то не вербально и не специально. Так, к примеру, моя семья живет в деревне. Мужчина в Китае всегда имел собственный кабинет, который был отдельной постройкой, куда не было доступа остальным членам семьи. Здесь отец семейства занимался изучением наук и мало взаимодействовал с семьёй. У меня тоже есть кабинет, где я занимаюсь переводами и научной работой, но в отличие от традиционного китайского мужа, я много времени провожу с детьми, и они свободно приходят ко мне. Например, я увлекаюсь рисованием, сочиняю музыку, дети любят садиться рядом, смотреть, наблюдать, пытаться повторить, часто поют вместе со мной. Это и есть воспитание, эстетическое образование.
    - А китайское образование сильно отличается от российского?
    Если говорить о школьном образовании, я не вникал. Но если говорить именно об образовании в широком понимании этого слова, то Китай отличается тем, что у них существуют вековые всенародные праздники, не политические, не религиозные, а традиционные, сопряжённые с определёнными обрядами, обычаями, в которых закодирована определенная система знаний. Эти знания не передаются каким-то другим способом, кроме как через приобщение к этим праздникам. Праздник - это же не просто торжество, это точка во времени, в которой общество в обязательном порядке переживает определённый тип состояния. Причём это может происходить неосознанно, но это не имеет значения. То есть у праздников есть глубинная составляющая. Поэтому я считаю, что для детей, их образования и воспитания важна общенародная система праздников, которой у нас в стране, к сожалению, нет.
    - Вы знаете несколько языков. А какие языки изучают ваши дети? Вообще считаете ли вы важным изучение иностранных языков?
    Помимо китаеведения моя профессиональная деятельность связана с древней гносеологией. Я занимаюсь исследованиями, изучаю древние книги, и китайский язык мне нужен не просто для перевода, а для получения знаний. Поэтому я считаю, что изучать древние языки очень важно. Ну а современные языки стоит освоить как способ коммуникации, общения с людьми из других стран. Сейчас мои дети изучают английский и китайский, но, возможно, потом захотят выучить ещё какие-то языки.
    - Как реагируют знакомые на решение оставить детей обучаться на дому? Не удивляются?
    Я персонаж, вызывающий у многих людей шок (смеётся). У тех, кто общается со мной впервые, часто сдвигается точка сборки, поэтому очевидно, что у меня должно быть всё "не так, как у людей". Поэтому, когда знакомые узнают о семейном обучении моих детей, им это кажется настолько естественным, что никакого удивления не возникает.
    - Вас не спрашивают о пресловутой социализации?
    Знаете, есть такое мнение, что мальчик должен пойти в армию, чтобы стать мужчиной. Хотя почему-то мало кто обретает настоящую внутреннюю силу и мужественность после службы. А есть ещё мнение в некоторых сообществах, что человек должен посидеть пару лет в местах лишения свободы, чтобы обрести мудрость жизни. Но, вы сами понимаете, мне не хочется подобной "мудрости" для своих детей. А хочется создать среду обитания, где вопросов с конвоирами или либералами не возникнет. Хотя важно при этом учить детей уходить от конфликтов с социумом, поскольку такие конфликты - заведомо проигрышная ситуация. Кроме того, я не верю в изменение системы способами, предлагаемыми этой же системой. Так что родительскую задачу вижу в отстраивании собственного "мира", где мы имели бы возможность играть по своим правилам, а социум пытался бы скопировать эти игры и правила, но не наоборот. Таким образом, для меня цель семейного образования заключается в том, чтобы создать среду, благодаря которой происходила бы родовая передача знаний.
    - А детей не расспрашивают, почему они так "необычно" живут?
    Наверное, иногда бывает, но у моих детей высокая ценность семьи и есть чёткое понимание семейных традиций. Обычно они совершенно спокойно отвечают, что "в нашей семье так принято". Это сразу отсекает дальнейшие расспросы.
    - Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный учитель?
    Учитель должен быть личностью с целостным набором представлений об устройстве мира и человека. У учителя должна быть своя мифология, методология, но проблема современного образования состоит в том, что учителя, как правило, не знают даже, как устроены они сами, не говоря уже о мире. А как можно обучать детей, если у тебя нет полноценной картины, когда ты не понимаешь причины происходящих вокруг тебя процессов и не осознаешь, что состояния духа оказывает влияние на действительность? Ответы на эти вопросы невероятно важны, а современная
    система образования скорее отвлекает от этих мыслей, чем помогает найти решения и ответы. Хотя я допускаю, что многие дети комфортно себя чувствуют в обычной школе.
    - Многие "семейники" говорят, что забрали детей из школы, поскольку стандартная образовательная система даёт дискретные знания, часто оторванные от реальной жизни. А когда ребёнок воспитывается в семье, он видит настоящую жизнь, знает, откуда берётся вода, еда и в дальнейшем более приспособлен к жизни. Вы согласны с таким мнением?
    Согласен, это важный образовательный момент. Дети копируют наше поведение, и живя в среде, которую мы создаём, постепенно втягиваются в семейный круг. Мои дети, к примеру, помогают по хозяйству, даже двухлетний малыш знает, что для разведения огня требуются дрова, и сам тащит мне поленья. Это и есть настоящее обучение.
    - Если бы у вас была возможность создать идеальную школу, какой бы она была?
    Я хотел в свое время создать Высшую школу языков китайской культуры. Эта школа была бы построена на принципах, отличных от классической школы. В её основе лежала бы игра. Ведь игра учит оперировать своими переживаниями, при этом оперировать осознанно, и я считаю, что создание интерактивной игровой среды - необходимое условие для образования ребёнка. Кроме того, особое значение имеет среда, формируемая взрослыми в зависимости от их знаний о мире, их ценностей и представлений. Поэтому в центре, в основании школы всегда стоит определённая личность, которая влияет на все процессы.
    - У вас очень необычный взгляд на мир, хотя вы выросли в советское время в обычной школе. Как получилось, что вы, человек, воспитанный в строгих рамках и понятиях советской системы, пошли совершенно иным путём?
    Я обычно отвечаю на этот вопрос сказкой-шуткой (улыбается). Думаю, когда-то в прошлой жизни я поспорил с друзьями, что смогу выжить при социалистическом строе в Советской России. Меня такое объяснение вполне устраивает, хотя оно может не соответствовать действительно-
    сти. Либо ты научаешься строить свои мифы и свой мир, преобразуя его с помощью личного способа познания, либо живешь вне мира знаний.
    - Сейчас много говорят о свободе мышления, но когда ребёнок идёт в школу, далеко не всегда удается сохранить эту свободу
    Да, система пытается подавить любые проявления свободы, но у меня мотивация обучения детей в семье другая. Современные люди обычно бегут от чего-то, и это является основной мотивацией. Например, бегут от системы, которая ущемляет их права, свободу. Однако я считаю, что от сумы и тюрьмы не стоит зарекаться, произойти может всё, что угодно, надо быть готовым, ведь не внешние обстоятельства определяют твой мир, а внутреннее наполнение. Поэтому я спокойно ко всему отношусь. Вот мне часто звонят журналисты с просьбой прокомментировать политическую позицию России в Тихоокеанском регионе. Я, разумеется, комментирую, хотя считаю, что социальный мир насколько механистичен и предсказуем, что если ты обладаешь знаниями о том, как он устроен, ты сам можешь прогнозировать события.
    - А как передать ребёнку такое спокойное восприятие происходящего и развить свободу мышления?
    Сперва нужно учиться самим. Глупо орать на ребёнка, объясняя, как важно оставаться спокойным. И надо помнить, что слова - это оболочки, которые ты наполняешь смыслом, а действия - это пространства, которые ты тоже наполняешь смыслом.
    Бронислав Виногродский, журнал "Семейное образование". Ноябрь, 2015 год. Текст - Кристина Сандалова

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Игру окружные шашки придумали в Китае около 4 тыс. лет назад для развития мышления и добродетельных качеств правителя.