cайт Бронислава Виногродского


Насущный текст


Совершенное счастье

28 Августа 2013


    
    
    Возможно ли где-нибудь во всем мире, в целом обширном мире иметь совершенное счастье или нет? Есть ли путь сохранить себя живым или нет? Что можно делать и чему можно доверять? Чего нужно избегать, а к чему нужно стремиться? Что нужно преследовать, а что нужно оставить? Где счастье, а где зло?
    
    И каковы же ценности во всем этом обширном мире? Богатство, положение, долгая жизнь, слава?
    
    Во всем мире ценится как раз только это. И то, что приносит счастье - это хорошее время для себя, хорошая пища, прекрасные одежды, чудесные виды и приятная музыка. А то, что презирают - это бедность, низость положения, безвременная смерть и плохая слава.
    
    То, что кажется кислым - это стиль жизни, который не позволяет тебе никакого отдыха, рот, который никогда не пробует хорошей пищи, тело без хороших одежд, глаза, которые никогда не упокоятся на прекрасных видах, и уши, которые никогда не слышат приятной музыки.
    
    Те, кто не может иметь эти вещи становится сильно беспокойным и боязливым. Это глупо - обращаться так со своим телом.
    
    А те, кто пребывают в благополучии, истощают и утомляют себя, носясь вокруг своей работы, добывая все больше и больше богатств, за пределами того, что им нужно. А с телом обращаются как с каким-то внешним предметом.
    
    Те, кто находится на положении власти, тратит дни и ночи, замышляя и размышляя о том, что нужно делать, обращаясь с телом также очень небрежно. Люди живут своей жизнью, постоянно окружая себя беспокойством. Если они живут долго, они кончают в старческой слабости, истощенные своими беспокойствами. Это ужасная судьба. С телом обращаются очень грубо. Храбрые люди видны повсюду в Поднебесной, как заслуживающие уважения, но это не сохраняет их от смерти. И я не уверен, что я знаю - разумно это или нет. Возможно, это разумно, но это ничего не дает им для того, чтобы спасти себя. Возможно, это не разумно, но это не спасает других людей. Говорится, что если человек не слушает советы, которые ты ему даешь, тогда откланяйся и не спорь. Ведь, в конце концов, Цзу Сю спорил и потерял свою жизнь, а если бы он не спорил, он не стал бы известным. Возможно, что в этом действительно есть что-то правильное - доброта или нет.
    
    И теперь, когда обычные люди пытаются обрести счастье, я не уверен, что счастье найдено и это действительно счастье, или оно таким не является. Я изучаю, что обычные люди делают для того, чтобы обрести счастье, ради чего они борются, носятся туда-сюда, очевидно, не способные остановиться. Они говорят, что они счастливы, но я несчастлив и не несчастлив одновременно. В конечном счете - имеют они счастье или нет? Я рассматриваю недеяние как то, что стоит называть счастьем. Это обычные люди рассматривают его как великую ношу. И говорится: Совершенное счастье - это не есть счастье, а совершенная слава - не есть слава. Так значит целый мир не способен судить о том, что правильно, а что неправильно, но совершенно уверен, что недеяние - отсутствие вовлеченности - может судить о правильном и неправильном. Совершенное счастье состоит в том, чтобы сохранять себя живым, и только отсутствие вовлеченности может иметь результат. И поэтому я хочу сказать:
    
    Небо действует в бездействии через свою чистоту. Земля действует в бездействии через свой покой. И таким образом оба они совмещают отсутствие вовлеченности, и все формы жизни изменяются, и таким образом течет их жизнь. Чудо из чудес - они не возникли ниоткуда. Вся жизнь является таинственной и возникает из отсутствия вовлеченности. Есть высказывание, что небо и земля действуют бездействием, но ничто не остается не сделанным. Среди людей кто может следовать этому действию без действия?
    
    Жена Чжуан-цзы умерла, и Хуэй-цзы пришел утешить его, но Чжуан-цзы сидел на корточках, стучал в старый таз и пел. Хуэй-цзы спросил: Вы жили как мужчина и женщина, и она вырастила твоих детей. При ее смерти самое меньшее, что ты должен был делать - быть, по крайней мере, на грани слез, а не стучать в этот бочонок и петь - это неправильно.
    
    Чжуан-цзы сказал: Конечно нет. Когда она умерла, я огорчился, держал траур. Однако потом я подумал об ее рождении и о самых корнях ее бытия, - до того, как она была рождена. И не просто до того, как она была рождена, но до того, как ее тело было создано. И не просто до того, как ее тело было создано, но до самого происхождения ее дыхания жизни. Из всего этого через чудесную тайну перемен она получила дыхание жизни. Ее дыхание жизни действовало, производило трансформации, и у нее появилось тело. Ее тело производило трансформации, и она родилась, а теперь произошла другая трансформация, и она умерла. Она как четыре времени года на своем пути: весна, лето, осень и зима следуют друг за другом. Сейчас она в мире, лежит в своей комнате. Но если бы я рыдал и плакал - это означало бы, что я не могу понять путь судьбы, вот потому я и прекратил.
    
    Дядюшка Безногий и Дядюшка Калека странствовали по области Горы Темного Владыки и области Кунь Лунь, где обитал Желтый Император. Вдруг неожиданно ива пустила ростки из левого локтя Дядюшки Калеки, и он, конечно, был очень удивлен, что это произошло.
    
    Господин мой, тебе не нравится это? - спросил Дядюшка Безногий.
    
    Нет, - сказал Дядюшка Калека. Что может мне не нравится - жизнь существует через постоянные изменения. Если жизнь происходит через мучения, тогда жизнь подобна болоту, смерть и рождение подобны утру и вечеру. И вы, и я, господин, наблюдаем пути преобразований, и сейчас произошло преобразование - как оно может мне не нравится?
    
    Чжуан-цзы отправился в царство Чу и увидел древний высохший череп, который он толкнул своим кнутом и сказал: Господин, шел ли ты какой-то неудачной дорогой, которая подразумевала, что ты принял бесчестие, принес на своего отца, мать и семью, кончил здесь. Господин, может это было из-за холода и голода? Господин, возможно это была просто постоянная последовательность весен и осеней, которая привела тебя сюда? Сказав так, он подтянул череп к себе и лег спать, используя череп, как подголовник. Ночью он увидел череп во сне, и тот сказал: Господин, ты болтаешь, как площадной оратор, каждое слово, которое ты говоришь, господин, указывает на то, что ты пойман жизнью. Мы, мертвые, никакой связи с этим не имеем. Хочешь ли ты послушать рассуждения о смерти, господин? Конечно, - сказал Чжуан-цзы.
    
    Череп сказал ему: Мертвый не имеет господина над собой и слуг под собой, и нет ничего, что работает в связи с четырьмя временами года, и поэтому мы живем так, как будто весны и осени - это небо и земля, которые не прекращаются, не делаем никаких ошибок, и даже император, сидящий лицом к югу, не может быть более счастлив.
    
    Чжуан-цзы не мог поверить этому, и сказал: Если бы был блюститель судеб, который мог бы вернуть тебя обратно к жизни, господин, с телом, плотью и кровью, друзьями и соратниками, - то хотел бы ты этого?
    
    Череп нахмурился, показался огорченным и сказал: Почему я должен хотеть отбросить счастье большее, чем то, которое у царей, и стать снова обремененным человеком?
    
    Янь Вань отправился к северу от Ци и Конфуций выглядел очень беспокойным. Цзы Гун встал и спросил его: Могу я спросить, как более молодой хозяин, - почему ты выглядишь таким беспокойным, господин, от того, что Хуэй отправился к востоку от Ци?
    
    Конфуций сказал: Это очень хороший вопрос. У Гуань Цзи было высказывание, которое, думаю, тут очень уместно. Он сказал: [В маленькую сумку не положишь ничего большое, и ведерко с короткой веревкой не может достичь до воды, которая находится в глубине колодца.k Точно так же истинно, что судьба имеет свою особенное устройство, и тело свое специальное применение, к которому ты не можешь ничего ни добавить, ни вычесть. Я беспокоюсь, что когда Хуэй прибудет, он будет говорить князю Ци о дао, о пути Яо, Шуня и Желтого Императора, и таким образом после этого он продолжит говорить о Сюй Жэне и Шэнь Нуне. Правитель потом попытается сравнить себя с этим, соответствует ли он этому, увидит, что он не соответствует, что он не способен сравниться с ними, и поэтому будет опечален. А если он опечалится, то это приведет к гибели, к смерти.
    
    Ты никогда не слышал эту историю раньше? Однажды морская птица приземлилась в столице царства Лу, и правитель царства Лу понес ее в процессии к храму, к гробнице предков, где играла музыка девяти шао и предложил подношение в жертву ей. Однако бедная птица выглядела сконфуженной, смущенной, потерялась, и не съела ни единого кусочка мяса, и не выпила ни одной чашки вина, а в течение трех дней она умерла. Это случилось потому, что кормить птицу тем, что ты ешь, - это хуже, чем то, что нужно птице. Если кормишь птицу, она выживает. Оставь птицу в середине леса, чтобы она игралась на берегах и заливах, плавала на реках и озерах, ела рыбу из грязи, головастиков, жила в своей стае, или летала, или отдыхала, и жила так, как ей хочется. Птице не нравится слышать человеческие голоса, и ее небеспокоят другие шумы и беспокойства. Если ты пытаешься сделать ее счастливой, играя ей мелодию девяти шао в области вокруг ее озер, то когда птица услышит ее, она улетит, и если животные услышат ее, они убегут и спрячутся, и если рыба услышит ее, она нырнет в глубину и скроется, только люди, если услышат ее, соберутся вместе, и будут слушать.
    
    Рыба может жить в воде и быть довольной, а если люди попытаются делать это, они умрут, ибо разные существа нуждаются в разном окружении, которое подходит для них. Именно поэтому древние мудрецы никогда не ожидали единого ответа от всех остальных сущностей и не пытались заставить их быть в ладу с ними. И не нужно слишком вытягивать ноги для того, чтобы попытаться ухватить реальность, и мысли должны применяться, когда это подходит, ибо это не только разумно, но это принесет тебе удачу.
    
    Чжуан-цзы
    
    Перевод - Бронислава Виногродского
 

"Обманутые и невежественные"

31 Июля 2013


    Рассказ Чжуан-цзы о ходе времён, о том, как сила Духа изменяла мир, и том, как в мире измениться самому...
    
    
    
    Есть люди, которых называют обманутыми и невежественными. Те, кто пытаются улучшить свою внутреннюю природу средствами обычного человеческого знания для того, чтобы вернуться в свое начало, и те, кто желают управлять своими желаниями, следуя обыденными путями думания в надежде достижения просветления.
    
    Древние, которые управлялись Путем, развивали свое понимание в покое. Знание было их жизнью, но они ничего не делали со знанием. Когда знание и покой питают друг друга, их лад и покой растворяются и возникают как бы из внутренней природы. Сила Духа - это лад, Путь - это порядок. Когда сила Духа включает в себя все сущее, тогда возникает человечность и доброта. Когда путь простирается в порядке, тогда возникает справедливость и совесть. Когда справедливость ясно понимается, и все следуют и держатся за нее, тогда возникают вера и верность. Когда средоточие центра является чистым и правдивым, и возвращается в свою должную область, тогда возникает музыка. Когда искренность выражается телом, обликом и настроем, это и есть обряд.
    
    Однако, следование обрядам и музыке - это не подходящий путь. Следование по неподобающему пути приведет весь мир в хаос. Когда некто пытается исправлять других, его собственная сила духа замутняется и больше не достигает людей. Если пытаешься так делать, это разрушит внутреннюю природу каждого.
    
    Даже в хаосе древние были сосредоточенными, ибо они были едиными со своим поколением и следовали путям простоты и молчания. В те времена инь и ян пребывали в ладу, духи и боги не делали ничего плохого, четыре времени следовали друг за другом. Все проявления жизни были без изъянов, и ни одна живая сущность не страдала от ранней смерти. Люди имели знания, но не использовали их, и все было в совершенном единстве. В эти времена никто ничего не замышлял на будущее, ибо каждый сохранял постоянную естественность проявления.
    
    И так было до тех пор, пока сила духа не разрушилась, и тогда Су Жэнь и Фу Си пришли для того, чтобы управлять всем под небом, с такими плодами, что было согласие с ними, но не было единства. Сила духа продолжала разрушаться, и тогда Шэнь Нун, Пахарь Духа, и Желтый Владыка пришли управлять всем под небом, вследствие чего было удовлетворение, но не было согласия. Сила духа продолжала разрушаться, и тогда Яо и Шунь пришли управлять всем под небом, и, как следствие этого, они управляли законами, постановлениями, великими планами. Они загрязнили чистоту природы и разрушили простоту. Путь был оставлен, и добро было подменено. Сила духа попала в опасность из-за приверженности к случаю. Внутренняя природа была покинута, и сердца получили возможность определять свой собственный путь. Сердце соединялось с сердцем через знания, но было не способно дать мир поднебесной. Торжественность и возвышенность были добавлены к знаниям, и они заменили простоту, и сердце перестало действовать, что привело к возникновению в людях хаоса и неповиновения с невозможностью вернуться к истинной внутренней природе, к их началу.
    
    Воспринимая это, мы можем видеть, как мир потерял Путь, и как Путь потерял этот мир. В таком мире как может Путь проходить по миру и вести мир? Или как личность пути может появиться в этом мире и быть видна? Или как мир может придти к приданию ценности пути? Путь не может направлять мир, и мир не может направлять Путь, даже если мудрец не уходит в гущу леса и гор, тем не менее, сила духа скрыта, хочет он этого или нет.
    
    Эти так называемые скрытые учёные древних времен не прятали себя, но отказывались от проявления видимого. Они не закрывали двери в своих словах, но отказывались выпускать их наружу. Они не скрывали свою мудрость, но отказывались делиться ей. Но эти времена существовали, и если бы была возможность для них действовать, они могли бы сделать великие вещи, привести все к единству, и так, что не будет ни одного признака, что они делают это. Однако времена не были благоприятны, и это было невозможно, поэтому они пустили глубокие корни, оставаясь в спокойствии своего ожидания, и это был Путь, в котором они выжили.
    
    Древние, желая сохранить свою жизнь, не использовали утонченного стиля для выражения своих знаний. Они не тревожили все сущее в целом мире с помощью своих знаний, и не использовали знания для того, чтобы испытывать и разрушать силу духа. В одиночестве, в отшельничестве они оставались там, где они были, и стремились к восстановлению своей внутренней природы. Что большего они могли сделать для этого? Ибо Путь не имеет своего места в мелочности, и не имеет ее сила духа. Мелочность опасна для силы духа, мелкие действия опасны для пути. И говорится, что нужно исправлять себя, и быть созданным. Счастье, которое является полным, называется временем или временностью цели.
    
    Древние говорили о временности цели, но они не подразумевали, что она выражается в официальных экипажах и знаках должности. Они просто подразумевали, что счастье было столь полным, что оно больше ни в чем не нуждалось.
    
    То, что сейчас называется временностью цели означает, что существуют официальные экипажи и знаки отличий по должности. Экипажи и знаки происходят из тела, и они не соприкасаются с внутренней природой. И время от времени такие блага могут возникать, и когда это случается, не нужно их терпеть, и ты их не сможешь остановить с тем, чтобы они пришли снова. Поэтому наличие этих знаков - колесниц и знаков различия не является причиной, чтобы гордиться и быть высокомерным в наших целях. Точно так же, как тяжелое положение и бедность не являются причиной, чтобы становиться низким в духе. При обоих условиях, если рассматриваешь их как одно и то же, будь свободным от беспокойства и оставь это так, как оно есть. Таким образом, если потеря того, что дает счастье, вызывает в тебе ощущение беды, когда она исчезает, ты можешь сейчас понять - что такое: счастье является бесполезным. Говорится, что те, кто теряет себя в своем желании вещей, теряют свою внутреннюю природу, становясь низкими и пошлыми. Они известны как люди, которые переворачивают порядок вещей вверх ногами.
    
    Чжуан-цзы
    
    

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


Жизнь в провинциях Китая течет по своим законам: здесь сохраняется дух цивилизации, но есть и немало сюрпризов...