cайт Бронислава Виногродского


Закон гармонии, "ХУН-ФАНЬ"

 

Дорогие читатели, вашему вниманию предлагаются выдержки из книги "Закон гармонии на Пути правителя" - перевод текста Конфуция "Хун Фань", "Закон гармонии". Сама же книга содержит ещё множество притч, бесед Правителя и Советника, рассказов Чэндунского кума и многое другое...







1. Первое поле "Закона гармонии" на Пути правителя



Оригинал:

В тринадцатый год своего правления пошёл Правитель к мудрецу по имени Цзи-Цзы, чтобы задать ему вопросы. Вот что он ему сказал: "О, мудрейший Цзи-Цзы, Небеса молчаливо посылают людям свою силу, наводя порядок средь них, приводя в гармонию их жилища. Я же не знаю, как сформулировать эти законы и принципы гармонизирующей силы Небес".

Так мудрец ответил правителю: "Я слышал, что некогда Гунь, пытаясь справиться с потопом, делал запруды и нарушил порядок пяти движений. Тогда господь разгневался и не дал ему "Закон гармонии", в котором девять полей. А с их помощью раскрываются неизменные законы наведения порядка.

Гунь был наказан и не прощён до смерти, и тогда его наследник Юй продолжил дело отца. Вот Небо и даровало Юю "Закон гармонии" (ХУН-ФАНЬ), в котором девять полей. С помощью этих полей раскрываются неизменные законы наведения гармоничного порядка.

В начале на первом поле говорится о Пяти движениях.

На следующем, втором поле говорится о применении для поддержания правильного состояния Пяти дел правителя.

На следующем, третьем поле говорится о применении для создания благополучия страны Восьми областей управления.

На следующем, четвёртом поле говорится о применении для согласования всех действий Пяти календарных связей.

На следующем, пятом поле говорится о применении для построения иерархии Великой гармонии власти.

На следующем, шестом поле говорится о применении для поддержания порядка в стране Трёх качеств силы.

На следующем, седьмом поле говорится о применении для достижения ясности Технологий разрешения сомнительных ситуаций.

На следующем, восьмом поле говорится о применении для правильного осмысления происходящего Множества признаков природных процессов.

На следующем, девятом поле говорится о применении Пяти состояний счастья и Шести крайностей как желательных или нежелательных характеристик развития личности, семьи, народа и т.д.



Интерпретация:

Когда-то в Поднебесной разлились воды потопа, а это, как известно, происходит вследствие нарушения гармонии двух начал - духовного и физического. Если не получается навести порядок, это значит, что правитель не знает Закона гармонизации общества. Потому он должен обратиться к мудрости, которая во все времена занимается тем, что старается сохранить вечные принципы и законы. Главный закон достижения гармонии в обществе - это правильное соотношение двух сил, духовного и физического начал, которые в китайской традиции называются Ян и Инь, а в России всегда определялись как душа и тело. То есть установление правильного соотношения между духовным и материальным является главной задачей правителя.

В этой книге Правитель обращается к мудрецу, говоря, что вот и раньше один Правитель, по имени Гунь, пытался засыпать воды, остановить потоки, но Небо только пуще рассердилось, потому что, напрямую преграждая потоки, он нарушил порядок смены сил и состояний и получил ещё больший хаос, за что и был наказан. Известно, что вечные законы гармонии существуют. В отдельных проявлениях они видны во всех областях мира: в том, как прекрасны дети, как совершенно цветет сирень и по-особенному движется река на рассвете. Всё это отражает меру божественного устройства мира. Однако целостное и полное изложение не всегда доступно Правителю. Тот же, кто ясно мыслит, ясно излагает. Следовательно, ясное изложение этих принципов позволит понять технологию их применения для наведения порядка в обществе.

Мудрец перечисляет девять категорий. В первом поле указывается на наличие принципов, а в остальных девяти говорится о применении того или иного принципа для тех или иных целей.

То есть, во-первых, существует пять движений, пять типов движения, с помощью которых устанавливается мера соотношения двух начал, духовного и материального во времени года, во времени дня и вообще в любом временном цикле.

А дальше приводится иерархия целей, которые необходимо достигать, чтобы не отклоняться от оптимального пути управления. Так что речь идёт о том, что правитель должен понимать:

(1) наличие вечных и неизменных законов развития мира, которые он реализует через

(2) поддержание правильного состояния внимания, для того чтобы

(3) создать духовно богатое и сильное общество, и потому требуется

(4) согласованность действий всех участников процесса управления, что автоматически подразумевает необходимость

(5) построения иерархии власти, проводящей силу Небес в обществе.

В существующей структуре необходимо:

(6) поддерживать порядок, и потому нужно вовремя решать все возникающие проблемы,

(7) сохраняя ясность через верное применение прогностических технологий,

(8) правильно осмыслив происходящее через понимание знамений,

(9) правитель мотивирует подчиненных, направляя их устремления к достижению гармонии.

Такова, в общем, логика девяти полей, предложенных мудрецом правителю. Сама же матрица гармоничного управления не является исключительной особенностью китайского мышления, а отражает объективные законы действительности. Для этого в ней используется не всегда привычный для современного читателя язык. Книга была написана очень давно, несколько тысячелетий тому назад, потому мы позволим себе представить её в простой и доступной для каждого форме, проиллюстрировав повествования весёлыми рисунками и схемами.



2. Пять движений

Оригинал:

Первое поле - это пять движений. Из них первое движение определяется как вода, второе - как огонь, третье - как дерево, четвёртое - как металл, а пятое - как почва.



Каждое число соответствует движению в том порядке, как это было указано выше.

Про воду говорится, что она напитывает влагой и стремится вниз.

Про огонь говорят, что он обжигает пламенем и стремится вверх.

Про дерево говорят, что оно может быть изогнутым и прямым.

Про металл говорят, что он, подчиняясь обработке, меняет форму.

Почва позволяет расти из себя и накапливает силу.

Увлажняя и направляясь вниз, вода создаёт солёный вкус.

Обжигая пламенем и направляясь вверх, огонь создаёт горький вкус.

Изгибая и выпрямляя, дерево создаёт кислый вкус.

Подчиняясь обработке, меняя форму, металл создаёт острый вкус.

Позволяя расти и накапливая силу, почва создаёт сладкий вкус.



Интерпретация:

Так описываются пять движений, которые выражают отдельные аспекты гармоничного сочетания двух энергий. Эти энергии, Ян и Инь, или духовное и материальное начало в цикле года или дня, постоянно балансируют, меняя соотношение. Для того чтобы правильно отражать и описывать характеристики качественных изменений в балансе Ян и Инь, существует система пяти движений.



2. Второе поле "Закона гармонии" на Пути правителя

Пять дел правителя

Оригинал:

На втором поле находятся пять дел правителя.

Первое - это облик. Второе - это речь. Третье - это зрение. Четвёртое - это слух. Пятое - это мысль.

Облик должен выражать строгую уважительность.

Речь должна выражать способность подчиняться правде.

Зрение должно выражать ясность.

Слух должен выражать чуткость.

Мысль должна выражать вдумчивость.



Строгая уважительность создаёт состояние почтительного внимания.

Способность подчиняться правде создаёт состояние управляемости.

Способность быть ясным создаёт состояние прозорливости.

Способность быть чутким создаёт состояние предприимчивости.

Способность быть вдумчивым создаёт состояние мудрости.



Интерпретация:

Для поддержания правильного состояния ума отслеживают пять дел правителя.

Как известно, разруху нужно приводить в порядок у себя в головах, то есть необходимо контролировать состояние. Однако сам по себе призыв контролировать состояние является абстрактным. Красота спасёт мир, никто с этим не спорит, но хотелось бы знать точную методологию процесса. В этом тексте приводится методология контроля состояний, а также рассказывается, зачем тебе это нужно. Методология подразумевает указание на точные области воздействия. Для достижения гармоничного состояния правитель следит за своим обликом, речью, взглядом, слухом и мыслью. Нужно помнить, что всё это как считалочки, которые в любой конкретный момент напоминают тебе, где ты находишься. Слежение за состоянием в обычной жизни подразумевает контроль своих эмоций, однако все мы знаем, что призыв непосредственно справиться с эмоциями всегда приводит к прямо противоположному результату. Отслеживание пяти аспектов проявления личности в общении позволяет не терять внутреннюю гармонию и не попадать в эмоциональные потоки. Ведь именно потеря контроля над эмоциями приводит к ошибкам в действиях. Если ты контролируешь состояния, тогда не возникает поспешности. На всё реагируешь вовремя, совершая уместные действия.

Не нужно рассматривать себя в зеркало, чтобы облик твой был гармоничным и уместным. Достаточно следить за тем, чтобы в тебе всегда была строгая уважительность по отношению к окружающему миру, который является творением высших сил, приведших тебя к необходимости исполнять функцию проведения власти в мир людей.

Речь не должна стремиться к красивости, не нужно пытаться произвести впечатление - если ты направляешь своё внимание на внешний эффект, получишь прямо противоположный результат. Это происходит потому, что такая ориентация приводит к потере состояния. Речь должна подчиняться. И подчиняться она может только правде, потому что правда - это гармония, а гармония суть выражение правильного соотношения духовного и материального в этом мире.

Всё своё видение необходимо ориентировать на ясность, тогда не будет неправильных оценок происходящего, ибо всё сумеешь различать, отделяя правду от неправды.

Слух нужно делать чутким, тогда будешь чувствовать всё тонко - не только то, что говорится вслух, но и то, о чём умалчивают.

Мысль должна ориентироваться на вдумчивость, ведь именно поддержание состояния вдумчивости позволяет правильно осмысливать все процессы.

Строгая уважительность, подчинение правде, ясность, чуткость и вдумчивость представляют собой пять типов усилий, которые только выражаются через облик, речь, зрение, слух и мысль. Эти пять типов усилий, которые последовательно совершаются в цикличности процессов, обозначенных на первом поле, дают пять состояний духа - таких, как почтительное внимание, управляемость, прозорливость, предприимчивость и мудрость.



3. Третье поле "Закона гармонии" на Пути правителя

Восемь областей управления

Оригинал:

На третьем поле находятся восемь областей управления.

Первая представляет собой продовольствие,

вторая - предметы необходимости,

третья - культура обрядов,

четвёртая - это управление территорией,

пятая - это управление обучением,

шестая - это управление законами,

седьмая - это внешняя политика,

а восьмая - это армия.



Интерпретация:

Правитель отслеживает на втором поле свои состояния, а на третьем реализует себя через восемь областей управления.

Их порядок не случаен, и в первом ряду стоит продовольствие потому, что в самую первую очередь люди должны быть накормлены. Для этого необходимо, чтобы они правильно занимались сельским хозяйством. Так что на первом месте стоит организация сельского хозяйства. Именно через сельское хозяйство человек учится правильно относиться к земле, на которой он живёт.

Когда есть еда, необходимо одеться и произвести предметы первой необходимости, которые применяются в обыденной жизни. Потому после еды идут предметы. Нужно помнить, что обычный человек, не мудрствуя лукаво, всегда говорит, что в первую очередь нужно поесть и одеться.

На третьем месте стоят культы и обряды. Культы в первую очередь подразумевают возможность отправления обрядов, через которые выражается почитание высшей силы.

Когда есть еда и предметы необходимости, когда правильно отправляются обряды, необходимо привести в порядок пространство обитания. Потому на четвёртом месте стоит управление территорией. Следует навести порядок в жилищах, чтобы правильно расположиться на территории обитания. Сюда же входит административное деление территории.

Когда наведён порядок в проживании, необходимо, чтобы поддерживались принципы правильного общения между людьми. Общение должно регулироваться соблюдением норм поведения и соблюдением прав каждого обитателя данного пространства. Потому нужно, чтобы все знали, в чём заключается правильное поведение. Нужно также понимать, на чём основывается справедливость общественного устройства. Для этого нужно правильно образовывать народ, учить его этим принципам. Потому на пятом месте находится система образования.

Если рассказывать людям про то, какие нормы регулируют поведение, но не дать системы наград и наказаний в соответствии с законами, тогда не будет работать механизм общественного устройства. Потому после системы образования на шестом месте находятся законы.

На седьмом месте логически располагаются внешние связи, то есть, устанавливаются принципы и регулируются правила отношений как между субъектами управления, так и внешними партнёрами.

А уже на восьмом находится армия, которая должна защищать и оберегать созданную систему от внешних вторжений и внутренней смуты.



4. Четвёртое поле "Закона гармонии" на Пути правителя

Пять календарных связей

Оригинал:

На четвёртом поле находятся пять календарных связей.



Интерпретация:

Пять связей, существующих одновременно, подразумевают систему описания времени по циклам, так как связи - это связи временных единиц разной длительности. Каждая из связей соотносится с определённой частью астрономического пространства. Они существуют для согласования действий по восьми областям управления в связи с пятью делами и в соответствии с пятью календарными связями.



Единица - это Год.

Интерпретация:

Год в китайской традиции подразумевает астрономический цикл Юпитера, и потому определяется как Юпитер.



Двойка - это Месяц.

Интерпретация:

Месяц указывает одновременно на Луну, потому что период обращения Луны вокруг Земли и есть единица времени, которая у всех народов определяется как месяц.



Тройка - это День.

Интерпретация:

День - в китайском языке одновременно и Солнце, ибо дни - это соотношение светлого и тёмного времени суток, когда Солнце появляется и исчезает из мира людей.



Четвёрка - это Звёзды и созвездия.

Интерпретация:

Одновременно подразумеваются двенадцать периодов по два часа каждый, на которые делятся сутки. Звёзды и созвездия отмеряют промежутки, составляющие около двух часов, и эти единицы являются базовыми составляющими в построении циклической активности правителя в течение суток.



Пятёрка - это Календарь и числа.

Интерпретация:

Календарь и числа - это технология организации календаря с правильной увязкой с астрономическими числами, с одной стороны, и с искусственными становлениями и правилами символической реальности, в которой приходится существовать людям, с другой стороны.



5. Пятое поле "Закона гармонии" на Пути правителя

Великая гармония власти



Оригинал:

Пятёрка - это Великая гармония власти



Интерпретация:

Великая гармония власти - это основа правильного устройства общества. Для того чтобы общество было гармоничным, поток власти должен воплощать гармонию. Власть - это не просто право и казнить, и миловать. В традиционной китайской концепции дыхания под дыханием понимается не просто движение воздуха через лёгкие, которое ощущается как видимое движение грудной клетки или шум проходящего через ноздри воздуха, или как касание воздуха. Подразумевается в первую очередь та сила, которая соединяет воздух с движением лёгких. Эта энергия присутствует во всех предметах и явлениях вселенной. Всё дышит своими ритмами. Потому цикл года воспринимается как вдох и выдох относительно точек летнего и зимнего солнцестояний. Цикл суток - это вдох и выдох дня и ночи.

Точно так же и власть - это не просто видимые проявления в виде тех или иных прав распоряжаться ресурсами. Власть - это сакральная сила, которая соединяет через действия и состояния правителя процессы Неба с процессами Земли. Следует настраивать свой ум на такое восприятие власти. Власть должна осознавать свою сакральную функцию на всех уровнях и на всех этапах своего существования. Поэтому она должна воплощать великую гармонию мира и устремлять правителя на поддержание правильного соотношения между духовным и материальным в обществе, то есть на достижение гармонии. Правитель является средоточием этой власти, её проводником. Он должен знать законы управления, ибо именно с помощью законов управления власть поддерживает порядок, обеспечивает гармоничное устройство общества.

Высший носитель власти должен строить иерархию власти, ориентируя её на достижение гармонии, и это выражается в том, что, живя во времени, он концентрирует в себе пять видов счастья, которые потом распространяет в обществе.

Интерпретация:

Высшая гармония власти должна установиться в сознании правителя, чтобы проявляться в гармонии его состояний и выражаться в поведении. Именно правитель собирает в себе силу пяти видов счастья, которые являются главными мотивами людей, побуждая их совершать усилия, направленные на достижение порядка в этом мире. Ибо без осознанных человеческих усилий, направленных на достижение гармонии, порядок этот не может укорениться в человеческом обществе. Через правителя сила пяти видов счастья распространяется на страну, в которой правит данный правитель.

И тогда множества людей, живя во времени, в свою очередь, воплотят в себе гармонию правителя. Они будут возвращать своё благополучие правителю, сохраняя в обществе гармонию. Тогда среди множества людей не появится такие, кто будет создавать корыстные союзы, основанные на потакании распущенности, и не будет таких, кто соперничает, хвастаясь своей силой. Главное, чтобы правитель направлял свои действия на воплощение гармонии.



Интерпретация

То есть, первая обязанность правителя - осознавать священный характер власти, её потока, проводником которого он является. Любая власть - от Бога. В результате возникнет ситуация гармоничного взаимодействия правителя и народа, так как правитель сумеет правильно осуществлять свою функцию во вселенной, а не только в размерах отдельного общества.

Среди народа всегда есть люди с правильными замыслами, способные как к осуществлению, так и к удержанию порядка в обществе. Властитель в своих действиях должен помнить об этом, обращаясь к людям своими помыслами. Есть и такие, кто не согласуется с гармонией, но не приносит неприятностей. Их властитель тоже принимает. Когда от здоровья и полноты цвета жизни говорят: "Мы стремимся обрести полноту качеств силы", тогда ты, властитель, даруешь им счастье. И, двигаясь во времени, эти люди тоже придут к гармонии через осознание высшей природы власти. Никто не должен притеснять сирых и вдовых, и никто не должен запугивать возвышенных и просвещённых.

Интерпретация:

Нужно понимать, что сам по себе народ достоин своего правителя. И люди в обществе изначально стремятся к достижению гармонии - такова природа общества. Правителю необходимо в помыслах ориентироваться на людей, стремящихся к общественной гармонии. Равновесное соотношение сил проходит через людей, и во времени возникают ситуации, в которых существует опасность потери равновесия. В это время правитель и должен осуществлять свою власть, ориентируя себя на достижение гармонии.

Когда у человека есть полномочия и возможности, ему следует быть максимально внимательным к своему поведению, стыдясь любых прегрешений. Тогда все части общества будут процветать. Именно таким правильным людям правитель должен даровать богатства и давать полномочия. Если ты не сумеешь направить их на установление добрых порядков в своей семье, они со временем придут к совершению преступлений. А если кто-то не стремится к добру, то даже если ты и даруешь им всякие блага, то всё равно их применение принесёт только неприятности и зло.

Интерпретация:

Здесь говорится о необходимости правильного применения людей, ибо основной опорой правителя всегда будут мудрые советники и одарённые чиновники. Необходимо правильно проводить власть, дарованную тебе Небом.



Правильные помощники, неизменные в поведении, не отклоняясь и не искажая, почтительно следуют намерениям правителя в воплощении его замыслов.



Интерпретация:

Таковым должно быть основное качество чиновника в иерархии власти, ибо именно свойства отдельных субъектов в иерархии управления и являются условием правильного проведения потока власти сверху вниз.

Правильный помощник должен действовать, не выказывая собственных предпочтений, - тогда он соблюдает правила следования по Пути правителя.

Интерпретация:

Важно не иметь никаких личных и корыстных предпочтений, тогда будешь правильно следовать по Пути правителя - и нет никаких других правил.

Правильный помощник должен действовать, не избегая того, что ему не нравится - так он соблюдает правила следования по дороге правителя.

Интерпретация:

Нельзя, чтобы помощники, чиновники руководствовались своими предпочтениями или своими нежеланиями, осуществляя волю верховной власти. Тогда на Пути правителя не будет отклонений и нарушений.

Ничего не избегают, ни к чему не стремятся - такова безбрежная ширь Пути правителя в достижении гармони.

Интерпретация:

Так описывается состояние веры, в котором ты принимаешь данную тебе судьбу и не пытаешься, избегнув чего-то, придти к чему-либо другому по своему личному выбору и предпочтению, ибо это наименее надёжные инструменты сохранения правильного курса в движении по Пути правителя.

Ни к чему не примыкают, ничего не избегают - такова ровная поверхность Пути правителя.

Интерпретация:

Путь правителя - это не абстракция, а ощутимая реальность, в которой правитель, как уже говорилось, должен руководствоваться не только умом, каким бы развитым и острым он ни был, а прежде всего сердцем и ощущениями.

Не отвергают, не уходят в сторону - такова правильность и прямота Пути правителя.

Интерпретация:

То есть, нет желания что-либо отвергнуть. Ведь в этом случае ты приходишь лишь к одностороннему видению мира, и путь твой уйдёт в сторону, и только справедливость будет основным качеством, которое обеспечит мир и покой всем подданным.

И во всём собирается высшая гармония, и всё сводится к достижению гармонии.

Интерпретация:

Правитель стремится не просто понять какой-то набор истин, а достичь состояния, которое обеспечивает проведение энергии власти ко всем людям твоей страны.

Именно возвращение к такому предельному состоянию является твоей целью.

Интерпретация:

Подразумевается, что в правителе изначально присутствует правильное состояние, ибо иначе он никогда бы не стал правителем, и Небо не дало бы ему возможности, занимая то место, которое он занимает, воплотить высшие цели управления. Потому, когда в мире отсутствует порядок, следует стремиться к достижению правильного состояния, которое в христианской культуре достигается с помощью поста, покаяния и молитвы.

Дальше сказал:

Вот высшая гармония власти, существующая сама по себе, - и это есть лишь её выражение в словах.

Интерпретация:

Текст мудреца опять напоминает, что высшая власть существует всегда сама по себе. Она лишь проходит через всё сущее, а выражение её в словах необходимо, чтобы напомнить правителю возможность провести эту власть в народ, ибо власть нужна не для того, чтобы повелевать и отдавать приказы, а для того, чтобы наводить порядок в мире. Приказы и повеления - лишь средства проведения потока власти в нужном направлении.

Вот правило, вот урок, и урок этот от Господа.

Интерпретация:

Таков урок, который должен усвоить правитель, а происходит он от Бога, а не от какой-либо личности, которая всегда является лишь проводником высшей воли.

А простой народ, в словах постигая выражение этой высшей власти как гармонии общественного устройства, понимает этот урок и проводит его в действиях, тем самым, приближаясь к свету сына Неба.

Интерпретация:

Простой народ, узнавая эти тексты, получает возможность понимать задачу правителя, который также воспринимается как инструмент высшей власти, и одновременно является её предельным выражением для людей.

Сказал:

Сын Неба выполняет функцию родителей для народа, и тем самым осуществляет функцию правителя Поднебесной.

Интерпретация:

Правитель является отцом и матерью своему народу, и соответственно он должен относиться ко всем своим подданным как к своим детям. Именно таким образом он сможет осуществлять функцию правителя своего мира, своей страны.



6. Шестое поле "Закона гармонии" на Пути правителя

Три качества силы



Оригинал:

На шестом поле находятся три качества силы.



Первое называется: Правильность и прямота.



Интерпретация:

Правильность подразумевает способность к гармоничному целеполаганию, чтобы двигаться по Пути правителя без отклонений, ибо всегда возникают соблазны и предпочтения, которые минута за минутой и день за днём пытаются увести правителя в сторону, заставляя его отклоняться от дороги правды.

Прямота - это способность не искать окольных путей ни в одном своём действии, ибо и этот соблазн постоянно преследует каждого человека, живущего на этой земле. Если ты ориентируешься на первое и второе свойство, культивируя их в своём характере, то ты обладаешь качеством силы, которое само помогает тебе реализовывать твою личность в этом мире оптимальным образом.



Второе называется: Способность к твёрдости.



Интерпретация:

В разное время ценится то одно, то другое качество силы, и, конечно, правитель должен быть способным проявлять твёрдость, но это не означает, что во всех ситуациях он действует только твёрдо, ибо в мире в равной степени распределены и твёрдость, и мягкость. Всё живое потому и живёт, что содержит мягкость внутри твёрдости и твёрдость внутри мягкости. Правитель, который умеет регулировать степень твёрдости в зависимости от ситуации, действуя прямотой и правдой, всегда достигает своих целей по правильной траектории, то есть с наименьшей затратой сил и средств добивается порядка в стране и процветания народа.



Третье называется: Способность к мягкости.



Интерпретация:

В большинстве случаев власть ассоциируется с твёрдой рукой, но отнюдь не всегда правитель должен быть твёрдым, ибо ценность твёрдости заключается лишь в способности проявлять её через мягкость. Основное качество силы добра - это мягкость в твёрдости и твёрдость в мягкости, потому нужно постоянно помнить, что всегда существуют два качества одновременно, и объединяются они с помощью нацеленности на прямоту и правду.



В состоянии мирного спокойствия проявляются правильность и прямота.



Интерпретация:

Состояние мирного спокойствия - это основа основ, ибо не должно быть ни одного явления в мире, которое способно было бы поколебать покой правителя, ведь только из состояния покоя образуется ясность духа, и только из состояния покоя могут быть приняты правильные решения. Будучи ровным, правитель может достичь правильности. Будучи спокойным, правитель способен к прямоте.



Когда с сильными нет понимания и дружбы, тогда проявляется способность к твёрдости.



Интерпретация:

Способность быть твёрдым даёт возможность достигать взаимопонимания и вытекающих отсюда мирных отношений с сильными противниками. А когда достигается мир, приходит взаимопонимание, и нет необходимости проявлять силу. В "Пути правителя" говорится о необходимости, помня о своей силе и о возможности проявить её в любой момент, всегда руководствоваться слабостью, ибо слабость - это основное исходное свойство и качество жизни, проходящей через человека. И если ты теряешь это качество, ты только ускоряешь своё продвижение к поражению.



В гармонии дружбы проявляется способность к мягкости.



Интерпретация:

Когда есть гармония взаимопонимания и состояние дружбы, тогда необходимо действовать мягкостью, поддерживая этот тип отношений.



С глубокими и скрытыми - способность к твёрдости.



Интерпретация:

Когда встречаешь определённое качество в ситуации, а именно глубину и скрытность, тогда следует проявлять способность к твёрдости.



С возвышенными и ясными - способность к мягкости.



Интерпретация:

И наоборот, если ситуация характеризуется возвышенностью и ясностью, тогда следует проявлять способность к мягкости.



Только государь может создавать благо.



Интерпретация:

Даровать благо - это исключительная привилегия государя, ибо только он способен давать что-либо народу.



Только государь может создавать угрозу.



Интерпретация:

То есть угрожать может только государь, а слуги в этом случае являются лишь проводниками воли правителя.



Только государь может даровать прекрасную еду.



Интерпретация:

И еда исходит из источника благ, которым является правитель.



Нет такого слуги, который может создавать благо, создавать угрозу, давать прекрасную еду.



Интерпретация:

Раздача благ не может быть привилегией слуги.



Если появляется слуга, который создаёт благо, создаёт угрозу,

дарует прекрасную еду, то такой слуга и свою семью будет разрушать, и стране принесёт несчастье.



Интерпретация:

Если возникает ситуация, в которой раздача благ начинает исходить от слуги, то значит, в стране начинается разруха, и разрушительные последствия подобных действий проявляются как в каждой семье в отдельности, так и во всей стране в целом.



Тогда отдельные люди будут действовать однобоко и предвзято, а народ ни в чём не сможет соблюдать меру.



Интерпретация:

Результатом подобных действий будет разрушение гармонии в поведении ключевых людей, что в свою очередь скажется на состоянии общества, в котором во всех аспектах будет теряться чувство меры. Это происходит потому, что нарушается принцип гармонизации энергий. Это проявление более глубокой дисгармонии, возникающей по разному на разных уровнях существования данного общества.







7. Седьмое поле "Закона гармонии" на Пути правителя



Закон гармонии "ХУН-ФАНЬ": Технологии разрешения сомнительных ситуаций





Оригинал:

На седьмом поле находятся технология разрешения сомнительных ситуаций.



Интерпретация:

Технологии разрешения сомнительных ситуаций подразумевают использование техник прогнозирования и анализа информации для принятия решения в тех случаях, когда полученные результаты противоречат друг другу. Подобные ситуации тоже отражают состояние общества, о чём и рассказывается в тексте.

Выбираются и назначаются люди, отвечающие за прогноз с помощью техник черепахового панциря и стеблей тысячелистника.

Интерпретация:

Традиционно в Китае выделяли два основных класса технологий прогноза. В первом случае исходные знаки, применяемые для толкования, получают путем обжига черепахового панциря. Во втором случае исходным знаком являются числовые комбинации, получаемые в результате манипуляций с 50-ю стеблями тысячелистника.

Им повелевают делать прогноз с помощью черепашьих панцирей и стеблей тысячелистника.

Интерпретация:

Когда возникает требующая принятия решения ситуация, но имеющихся объективных данных недостаточно для несомненного решения, тогда прибегают к прогностическим технологиям с черепаховыми панцирями и тысячелистником, а результаты распределяют по значимости. На основании этого принимаются решения.

Говорят о дожде, говорят о ясной погоде, говорят о незрелости, говорят о путях сообщения, говорят о совпадении результатов прогнозов с реальной ситуацией, говорят об исходных и производных знаках ГУА.

Интерпретация:

Описываются элементы, применяемые в анализе ситуации.

Таких показателей всего семь. Пять применяются в технике черепашьего панциря, а два используются для прогнозов по тысячелистнику. Так отслеживаются ошибки и чрезмерности в принятых решениях. В соответствии со временем, назначаются чиновники, которые совершают прогностические действия по панцирю и стеблям. Три человека трактуют полученные результаты. Поступают, следуя совпадающим толкованиям двоих толкователей.

Интерпретация:

Здесь рассказывается о применении командного подхода в технологии принятия решения. То есть отдельные люди совершают технические действия, ведущие к получению прогноза, а другая группа трактует эти результаты, предлагая правителю варианты толкования полученных прогнозов.

Очень важно понимать, откуда проистекают ошибки в принятых решениях. В традиции считается, что основными критериями оценки являются избыточность и недостаточность эмоциональных реакций. Как говорилось выше, необходимо учиться не отклоняться, и не устремляться куда-то на основании личных пристрастий. Следует основываться на выводах, которые совпали для большинства участников процесса выработки решения.

Если у тебя возникают большие сомнения по поводу какого-либо важного дела, то, во-первых, ты можешь искать стратегию решения вопроса в своём уме, во-вторых, ты можешь искать стратегию решения вопроса, обращаясь к своим советникам, в-третьих, ты можешь искать стратегию решения вопроса, обращаясь к простому народу, в-четвёртых, ты можешь искать стратегию решения, обращаясь к специалистам прогноза по панцирям и стеблям.

Интерпретация:

Описывается четыре варианта принятия решения, которые являются неравнозначными основаниями для выработки стратегии и располагаются в определённом порядке.

Если стратегия решения согласуется с твоим мнением, согласуется с мнением, полученным по панцирям, согласуется с мнением, полученным в результате манипуляций со стеблями, согласуется с мнением советников, согласуется с мнением простого народа, то это определяется как состояние великого согласия. Оно дает тебе состояние спокойной силы, и удача будет дарована твоим детям и внукам.

Интерпретация:

Пространство принятия решения представляет собой многоуровневую среду, на состояние которой влияют несколько факторов. Если в этих потоках - в потоке ума правителя, в потоке двух видов прогностических технологий, в потоке мнения советников и в потоке мнения простого народа - нет противоречий, тогда в стране царит великое согласие. В этом случае во всём будет выпадать удача и счастья, как сейчас, так и в будущих поколениях.

Если стратегия решения согласуется с твоим мнением, согласуется с мнением, полученным по панцирям, согласуется с мнением, полученным по манипуляциям со стеблями, а мнение советников и мнение простого народа не согласуется с принятым решением, то осуществление такого решения принесёт счастье.

Интерпретация:

Если мнение правителя подтверждается прогностическими технологиями, но противоречит мнению советников и народа, будет счастье.

Если стратегическое решение согласуется с мнением советников, согласуется с мнением, полученным по панцирям, согласуется с мнением, полученным по манипуляциям со стеблями, но не согласуется с твоим мнением и мнением простого народа, то результат осуществления этого решения будет благоприятным.

Если стратегическое решение согласуется с мнением простого народа, согласуется с мнением черепашьего панциря, согласуется с мнением стеблей тысячелистника, но противоречит твоему мнению и противоречит мнению советников, то результат осуществления этого решения будет благоприятным.

Если стратегическое решение согласуется с мнением правителя, согласуется с мнением черепашьего панциря, но не согласуется с мнением тысячелистника, не согласуется с мнением советников, не согласуется с мнением простого народа, то результат осуществления такого решения будет благоприятным для внутренних дел, а во внешних делах он будет неблагоприятным.

Если решение, которое подсказывает информация, полученная по черепахе и тысячелистнику, противоречит мнению людей, то при сохранении спокойного состояния будет получен благоприятный результат, и при совершении активных действий плоды будут несчастливыми.

Интерпретация:

Разные комбинации векторов принятия решений говорят не только о разных мнениях участников процесса принятия решения, но, что важно, указывают на разные тенденции развития ситуации.





8. Восьмое поле "Закона гармонии" на Пути правителя

Множество признаков природных процессов



Оригинал:

На восьмом поле находятся многочисленные признаки природных процессов.

Интерпретация:

Природные явления непосредственно связаны с состоянием социального организма, структурными центрами которого также являются правитель, его слуги и подданные. Потому наблюдение природных явлений представляет собой очень важную часть процесса управления.

Это дождь, это солнце, это жара, это холод, это ветер. Когда эта пятерица гармонично распределена по временам года, и при этом соблюдается порядок проявления, тогда все растения растут пышно и богато.

Интерпретация:

Пять природных факторов должны гармонично распределяется в матрице четырёх времён года. Четыре времени года соотносятся с пятью движениями. Весне соответствует дерево, лету - огонь, осени - металл, зиме - вода. Выделяется ещё и пятый переходный период, который располагается между летом и осенью. Он соответствует движению почвы.

Если одно из явлений становится избыточным, относительно других, тогда будет несчастье.

Интерпретация:

Любая чрезмерность является показателем нарушения гармонии, и природные явления рассматриваются как диагностические показатели, характеризующие состояние общества. Только гармоничное распределение явлений во времени говорит о здоровом состоянии социального организма.

Если одно из явлений встречается крайне редко, то это тоже к несчастью.

Интерпретация:

Когда мало дождя или нет своевременного ветра, значит, и в обществе какие-либо тенденции сходят на нет, а в сложной динамической системе взаимодействий общественных сил должны быть гармонично представлены все необходимые элементы.

Какие явления могут трактоваться как благоприятные?

То, что определяется как серьёзность, выражается в своевременности выпадения дождей по временам года.

Интерпретация:

Серьёзность - это чёткое и точное отношение правителя к происходящим явлениям, когда ничто не умаляется и не преувеличивается. Это состояние правителя, которое он поддерживает в себе в процессе выполнения своих функций.

То, что определяется как порядок, выражается как своевременность появления солнца по временам года.

Интерпретация:

Смена пасмурной и ясной погоды указывает на правильность движения социальных потоков в общественном организме, то есть матрица времени обладает определёнными свойствами, соответствие которым выражается в равновесии света и тьмы в структуре года.

То, что определяется как ясность, выражается в своевременном распределении жары по временам года.

Интерпретация:

Просветлённость или ясность - основное условие поддержания порядка в структуре, и это состояние янского характера связано с балансом тепла в пространстве годичного цикла.

То, что определяется как стратегичность мышления, выражается как своевременное распределения холода по временам года.

Интерпретация:

Стратегичность мышления соотносится с иньским качеством и, следовательно, выражается в балансе холода в структуре годичного цикла.

То, что определяется как мудрость, выражается как своевременное распределение ветров по временам года.

Интерпретация

Мудрость соответствует ветру, так что правильное движение ветров в структуре года является выражением мудрости правителя.



Каковы явления с неблагоприятным значением?



То, что определяется как безумие, выражается в постоянной дождливой погоде.



Интерпретация:

Анализ погодных явлений непосредственно связывается с состоянием власти, и преобладание пасмурной погоды в структуре года говорит о состоянии омрачённости и недостатке разумности в управлении.

То, что определяется как самодовольство, выражается в постоянной солнечной погоде.

Интерпретация:

Избыток солнца в году говорит о самодовольстве, которое преобладает в состоянии власти, проходящей через правителя и его ближайшее окружение.

То, что определяется как легкомыслие, выражается в постоянной жаре.

Интерпретация:

Слишком жаркая погода, которая держится слишком долго в течение года, указывает на излишнюю беззаботность и легкомыслие в состоянии правителя.

То, что определяется как резкость, выражается в постоянном холоде.

Интерпретация:

Избыток холода в течение года - это выражение резкости торопливости в состоянии правителя.

То, что определяется как невежество, выражается в постоянстве ветра.

Интерпретация:

Это качество указывает на неразвитость и недостаточную образованность.

Говорил дальше:

Масштаб видения правителя должен соответствовать году.

Интерпретация:

Основная календарная единица, в которой структура огромных циклов истории соединяется со структурой бытового движения ситуаций, это один год, то есть период вращения земли вокруг солнца. Правитель должен ясно видеть событийную структуру одного года, или точнее, его видение должно соответствовать структуре года, ибо в течение года происходят сезонные колебания вышеназванных процессов и состояний. Если правитель ясно видит, каким образом строятся зависимости внутренних состояний и внешних выражений, он способен поддерживать порядок в стране. Тогда он способен представлять себе ситуацию на много лет вперёд

Масштаб видения министра должен соответствовать месяцу.

Интерпретация:

Соответственно, следующий ранг в структуре управления, это министр, который проводит волю правителя, являющуюся выражением власти, дальше вниз к народу. Министр, помощник, слуга правителя, должен видеть структуру лунного месяца, должен планировать дела в соответствии с ритмикой колебаний лунного цикла.

Масштаб видения простого чиновника должен соответствовать дню.

Интерпретация:

И, наконец, чиновник - это уровень одного дня. То есть способность чиновника правильно распределять ситуации и дела в течение дневного цикла, который тоже представляет собой единицу времени, определяет эффективность работы чиновника на его месте.

И когда нет искажений в ритмической смене времён в течение лет, месяцев, дней и часов, тогда вызревают злаки в гармонии со временем, тогда порядок в народе - в гармонии со временем, доблестные занимают надлежащее место в структуре общества, а в каждой отдельной семье царят покой и процветание.

Интерпретация:

Если правильно воспринимаются и проводятся движения времени, соответствующие году, месяцу, дню и часу, которые в свою очередь соответствуют солнцу, луне, звёздам и созвездиям, тогда структура социального пространства будет гармоничной. Не потребуется никаких экстренных мер и чрезвычайных решений. То есть истоком гармоничного и мирного, то есть здорового состояния социального организма являются правильные отношения со временем в структуре власти. Очень важно создать такую организацию, в которой будут находить правильное применение способные люди, ибо, если способные и одарённые люди будут на своих местах применять таланты, тогда в каждой семье будет царить процветание.

А вот когда в ритмике смены лет, месяцев, дней и часов есть искажения, тогда злаки не вызревают вовремя, а в народе нет порядка, только омрачённость и отсутствие ясности. Доблестные и талантливые не найдут применения, а в семьях не будет мира.

Интерпретация:

Если нет гармоничных отношений с циклами времени, нет понимания структуры этих циклов, тогда нет возможности достичь гармонии как в умах в отдельных людей, так, следовательно, и в системе социального организма. В этом случае одарённые люди не найдут своего адекватного применения, и в результате все должности будут заняты корыстолюбцами или слабыми, морально неустойчивыми людьми, которых невозможно будет проконтролировать с помощью внешних воздействий, ибо болезнь системы в этом случае будет уходить корнями слишком глубоко.

Состояние простого народа определяется по состоянию звёзд. Есть звёзды, которые свидетельствуют о ветре. Есть звёзды, которые свидетельствуют о дожде. А движение солнца и луны приводит к смене времён года, так что есть зима и есть лето. По мере того, как луна проходит через те или иные группы звёзд, преобладают или ветер, или дождь.

Интерпретация:

Состояние и масштаб видения простого народа соотносятся с состоянием звёзд, а звёзды отвечают за двухчасовые периоды смены состояний организма в традиционной восточной медицине. И если есть гармония во взаимодействии солнца, луны, звёзд и созвездий, тогда и в обществе царит гармония. Главным условием этого порядка является состояние правителя, проводящего через себя поток власти с Неба на Землю или, другими словами, из идеального пространства замыслов в реальное пространство воплощения этих планов.



9. Девятое поле "Закона гармонии" на Пути правителя

Пять категорий счастья и шесть крайностей



Оригинал:

На девятом поле располагается пять видов счастья:

Первое - это здоровое долголетие. Второе - благосостояние. Третье называется покоем и миром. Четвёртое - стремлением к совершенствованию моральных качеств. Пятое же - это способность, принимая волю Небес, до конца прожить отпущенные тебе годы.



Интерпретация:

Девятое поле описывает структуру целеполагания для правителя, и пять видов счастья - это характеристики гармонически развитой личности, гармоничной семьи, гармоничного состояния рода, страны, человечества, мира.



Шесть предельных состояний:

Первое - это несчастливая судьба, которая ведёт к безвременной кончине. Второе - это болезнь. Третье - отчаяние. Четвёртое - бедность. Пятое - порочность. Шестое - слабость.



Интерпретация:

В свою очередь, шесть предельных состояний - это те состояния, которых человек стремится избегать, понимая, что именно они отнимают у него возможность жить счастливой мирной жизнью. То есть преждевременная смерть как противоположность долголетию, болезнь, отчаяние, которое соответствует неверию в судьбу, бедность, порочность, слабость - это те факторы, которые нарушают гармонию, препятствуют счастливой жизни.



Дорогие читатели, вашему вниманию были предложены выдержки из книги "Закон гармонии на Пути правителя"

Закон гармонии

Опрос: 

В чём Ваши цели и ценности?





Знаете ли вы


В древности в гадательных практиках Поднебесной использовались узоры на панцире черепах - по ним определяли развитие будущего.